Как банки обманывают клиентов
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Как показывает практика, взять кредит на выгодных условиях могут только очень дотошные и финансово подкованные граждане. Банкиры нарушают права потребителей на всех этапах выбора и оформления кредита: не раскрывают важных параметров, включают в договоры незаконные и недобросовестные штрафы и комиссии, навязывают страховые услуги, не дают воспользоваться правом на кредитные каникулы
Кроме того, на сайтах некоторых банков представлены кредитные калькуляторы, учитывающие не весь перечень затрат и, соответственно, не дающие точного представления о размере процентной ставки и других условиях кредитования. Что касается кредитных карт, то тут и вовсе только один банк предлагал потребителям онлайн-калькулятор для расчета ставки. Авторам отчета также не удалось обнаружить информацию о штрафах и пенях за просрочку платежей, а об условиях беспроцентного возврата кредита сообщали только две из двадцати кредитных организаций. Около половины банков не предоставили на сайтах информацию о досрочном погашении займов. Схожие проблемы характерны и для микрофинансовых организаций. рганизаций. Также непосредственно при оформлении кредитных договоров сотрудники некоторых банков заявляют о необходимости оформить страховку. Чаще всего потребителям навязывают страхование жизни, здоровья или страховку на случай потери работы. Ни один из видов страховки не является обязательным при оформлении необеспеченного потребительского кредита. Несмотря на это, в общей массе жалоб клиентов розничных банков доля обращений по поводу навязанной обманным путем страховки составляет около 30%. Чтобы получить согласие клиента на оформление страховки, менеджеры, как правило, предлагают снижение ставки по кредиту. «Поскольку люди уже научились считать деньги, такое предложение срабатывает все реже. Несложная калькуляция показывает, что иногда выгоднее взять кредит по более высокой ставке, чем оформлять дорогостоящее страхование», – цитирует «Российская газета» руководителя отдела анализа банковских услуг финансового супермаркета Банки.ру Елену Сударикову. По ее словам, самый эффективный способ избежать навязанного страхования – это отказ от кредита со страховкой и обращение в другой банк. Впрочем, в некоторых случаях от страховки отказываться не следует, считает консультант по финансовой грамотности проекта вашифинансы. рф Оксана Шуранова. «Если сумма кредита значительная и он берется на длительный срок, то от страховки не следует отказываться. В жизни и на работе могут произойти непредвиденные ситуации – болезнь, потеря трудоспособности, увольнение. В этом случае кредит заплатит страховая компания, а не ваши родственники. Если же сумма кредита небольшая: 1-2 ваших месячных дохода, а берете вы его не больше, чем на год, от страховки целесообразно отказаться», – говорит она. Ситуация на рынке потребительского кредитования постепенно меняется. Отмечается, что законодательство в этой сфере все время совершенствуется и органы надзора пресекают нарушения прав потребителей. За последнее время в абсолютном выражении увеличилось количество исков в защиту конкретных потребителей. Однако пандемия коронавируса, очевидно, поставит перед контролирующими органами новые вызовы.
Последние новости
|