Подписаться на электронную версию газеты (в формате pdf, включая приложение "Официальный вестник") можно, отправив письмо на nvremia@mail.ru или позвонив по тел. 8 (40151) 3-12-82

Максим ЧЕНГАЕВ: «Знай свои права!»

29 июля 2022
Максим ЧЕНГАЕВ: «Знай свои права!»
 
ЗНАЙ СВОИ ПРАВА
На этой неделе в редакцию поступили новые вопросы, на которые ответил депутат окружного Совета депутатов, эксперт по гражданско-правовым вопросам Максим ЧЕНГАЕВ

– Я работаю официантом. Посетитель не оплатил счет, и хозяин ресторана требует оплату с меня. Законно ли это?

– Из сути правоотношений, возникающих между заведением общепита и его посетителем, следует, что обязанность заведения заключается в оказании посетителю услуги по предоставлению качественного питания, а обязанность посетителя (в случае принятия услуги) – оплатить ее стоимость. При этом посетитель должен быть заранее уведомлен о стоимости услуги. В реальной жизни это представляет собой заказ блюд, напитков и т. п. на основании меню и оплата в конце трапезы. Иными словами, при заказе еды между заведением и посетителем заключается договор возмездного оказания услуг.

Официант в данных правоотношениях выступает в качестве разновидности сервиса при оказании услуги по питанию. Он является представителем заведения (его работником) или представителем сторонней организации, оказывающей соответствующие услуги заведению по предоставлению персонала на договорной основе.

Свою деятельность официант осуществляет на основании трудового договора и руководствуется внутренними локальными актами работодателя, т. е. заведения (правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция, положение об оплате труда и премировании и т. п.). Его работа заключается в том, чтобы обслужить посетителя, а именно: принять заказ, передать его на кухню, подать заказ посетителю и рассчитать его.


Отказ посетителя от оплаты услуги в виде тайного оставления заведения без оплаты стоимости услуг следует расценивать как правонарушение и нарушение договора оказания услуг по питанию. Важно понимать, что юридические взаимоотношения в данном случае складываются между сторонами такого договора, т. е. между посетителем и заведением, но никак не между посетителем и официантом


Из трудового законодательства и судебной практики следует, что работодатель при оплате труда работника не имеет права применять какие-либо штрафные санкции и уж тем более не имеет права заставлять своих работников иными способами оплачивать недополученную выручку в случае отказа посетителя платить по счету. Даже при наличии соответствующих оговорок в трудовом договоре или иных локальных документах это будет незаконно.

Правильно в такой ситуации будет зафиксировать факт отказа от оплаты документально. Это может быть видеофиксация происшествия, объяснения персонала (письменно), счет, различные внутренние акты по расходованию продуктов и т. п. При этом необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением. Обращаться надо с просьбой проверить действия неустановленного лица или группы лиц на наличие в них состава преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ («Мошенничество») либо иных составов преступлений или правонарушений.

Таким образом, возмещение ущерба заведению его персоналом является незаконным.

– Как вернуть деньги за абонемент, если спортзал закрылся?

– Во-первых, вам необходимо обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Во-вторых, параллельно следует подать исковое заявление в суд. Иск может быть как коллективным, так и от каждого клиента клуба отдельно. Основание для возврата денежных средств установлено в п. 1 ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), а именно: если исполнитель нарушил сроки оказания услуги, потребитель вправе, в частности, отказаться от исполнения договора об оказании услуги. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги.

В силу п. 4 ст. 28 Закона о защите прав потребителей при отказе от исполнения договора об оказании услуги исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе оказания услуги, а также платы за оказанную услугу, за исключением случая, если потребитель принял оказанную услугу. Соответственно, поскольку оказание вам услуг носит длящийся характер и некоторое время услуги оказывались должным образом, возмещению подлежит не вся сумма за карту фитнес-клуба, а только сумма, пропорциональная количеству месяцев с момента закрытия клуба до окончания действия карты.

Кроме этого, в силу п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей вы вправе требовать взыскания неустойки за каждый день просрочки в размере 3% цены оказания услуги, а в соответствии со ст. 15 указанного закона вы также вправе требовать компенсации морального вреда.


На основании п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя


Обратите внимание: любые положения договора, устанавливающие возможность удержания исполнителем определенной фиксированной суммы в случае отказа потребителя от исполнения договора, могут быть признаны судом недействительными, так как противоречат положениям Закона о защите прав потребителей.

Также одновременно с иском в суд следует подать ходатайство о наложении ареста на имущество фитнес-клуба в целях обеспечения исполнения иска. Такая возможность предусмотрена ст. 139-140 ГПК РФ.
 



Последние новости
 
Выходим на прямое общение

Дорогие читатели, редакция «НВ» хочет знать ваше мнение о происходящих в округе событиях и живущих здесь людях. 

Если вам понравилась какая-то статья или вы можете дополнительно рассказать о том, что написано в «НВ», - сообщайте нам об этом. А может быть, вы стали очевидцем какого-то события и хотите поделиться своей новостью? Или знакомы с интересными земляками?

Поделитесь с нами своей информацией, и мы опубликуем ее в газете и в социальных сетях, указав ваше авторство. Присылайте нам свои тексты, фото- и видеоматериалы на editornv@mail.ru. Авторы лучших материалов поощряются!

 





 





 
 

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

       Мы в ВК  Мы в GOOGLE +  Мы в Twitter МЫ в YouTube Мы в FACEBOOK