Подписаться на электронную версию газеты (в формате pdf, включая приложение "Официальный вестник") можно, отправив письмо на nvremia@mail.ru или позвонив по тел. 8 (40151) 3-12-82

Вспоминая минувшие годы…

16 сентября 2011
 
Её история началась летом 1946 года, а точнее – 1 июня первого послевоенного года, когда согласно приказу № 1, датированному этим днём приступил к исполнению обязанностей начальника отдела народного образования Кёнигсбергского сельского района Алексей Крупенин, первый руководитель ещё не существовавшей системы образования. В это время происходило массовое заселение района за счёт переселенцев. Люди ехали сюда целыми семьями из разорённых фашистами городов и деревень Московской, Смоленской, Псковской и других областей западной России в надежде получить здесь жильё, хорошую работу, поэтому просто необходимо было организовать обучение детей.

Как всё начиналось

обр.jpgПервая школа открылась в посёлке Гросс-Ляут, ныне пос. Большое Исаково, который в первые годы был административным центром нашего района. Самое большое здание посёлка местная власть отдала под школу, получившую статус неполной средней, и уже 1 сентября она приняла учеников. По воспоминаниям одной из первых учительниц этой школы Анны Бариновой, классы в первые годы отапливались печками-«буржуйками». И хотя детей вначале училось немного, парт и стульев для всех не хватало.

Директор школы Богуславская, очень много сделавшая для ремонта школы, попыталась было восстановить существующее до военной поры паровое отопление. Однако испытания этой системы закончилось неудачно: произошёл взрыв, и директор получила серьёзную травму глаза.

1 сентября 1946 года своих учеников приняла и начальная школа в посёлке Нойхаузен, через неделю переименованном в Гурьевск.


За два первых учебных месяца 1946 года в Кёнигсбергском сельском районе было открыто около 10 начальных школ, а с ноября – в связи с большим прибытием семей с детьми в посёлок Повунден (бывшее название Храброво) – распахнула двери ещё одна семилетка.

Мешок картошки в подарок

Выпускники педучилищ, такие, как Юлия Громова, восемь суток ехавшая к месту своего распределения – Ярославской начальной школе - с одним фанерным чемоданчиком, главной ценностью которого были две буханки хлеба, начинали с того, что сколачивали парты-столы и лавки, потому что в школах не было никакой мебели.

Председатель местного колхоза очень ценил молодых педагогов и частенько завозил им то мешок картошки, то мешок капусты или моркови, так как на одни хлебные карточки жилось впроголодь.

За партами вместе с малышами сидели порой и переростки - те, кому учиться помешала война. Закон о всеобщем обязательном обучении детей исполнялся неукоснительно.

Велико было и внимание органов местной власти к просьбам народного образования. Принимались действенные меры по улучшению хозяйственного положения учебных учреждений, укрепления их материально-технической базы. До 15 июня 1947 года все школы наделялись земельными участками и фруктовыми садами. Председателям сельских Советов было приказано обеспечить учителей отремонтированными квартирами и топливом на зиму. А председатели колхозов и руководители организаций обязывались организовать подвоз школьников, живущих далеко от учёбы.

Школа для немцев

В посёлке Шаакен (ныне – Некрасово) была открыта школа для немецких детей, а для немецких же детей-сирот создали первый детский дом.

При постановке на учёт до- призывной молодёжи 1929 года рождения выяснилось, что среди молодых ребят много малограмотных, а то и вовсе не умеющих читать и писать. Народное образование района стало решать и эту проблему, открыв две школы сельской молодёжи: одну - при колхозе им. Сталина, другую – при МТС. А для детей, проживающих на отдалённых хуторах, при Исаковкой и Ле- бединской (ныне Храбровской) школах были организованы интернаты.

Осенью 1947 года в Гурьевске открывается первый детский сад.

Основы системы народного образования Гурьевского района, как и всей Калининградской области, как считают специалисты, были заложены в 1946-1947 годах, когда создавалась широ-
кая сеть школ, детских садов, детдомов. Трудности возникали буквально на каждом шагу: не хватало учебников, школьно-письменных принадлежностей, не было своих педагогических кадров (созданные в крае педучилища стали поставлять специалистов только через несколько лет). Всё приходилось начинать буквально с нуля. Но первые учителя-переселенцы сумели создать такую систему образования, которая впитала, сохранила и продолжила лучшие традиции российского и советского довоенного просвещения.

Учителями славится Россия

Разные пути-дороги приводили в наш край первых работников образования. Одни приехали сюда по распределению, другие – по зову сердца. Но все они работали самозабвенно, не
жалея ни сил, ни времени, воспитывая строителя этой земли, её хранителя. Каждый день входили они в класс, сея «доброе и вечное».

Супруги Барабановы прибыли в наш район в марте 1947 года. Андрей Сергеевич – бравый офицер, прошедший всю Великую Отечественную, награждённый высшими правительственными наградами. Его сразу же назначили на партийную работу, но он хотел быть учителем и не скрывал своего счастья, когда в 1949 году его назначили директором Гурьевской средней школы. Нина Васильевна стала работать здесь же учителем начальных классов. Они очень любили свою работу и приложили немало усилий, чтобы единственная в ту пору школа в городе стала для учеников вторым домом.

52 года проработала учителем русского языка и литературы в Большеисаковской школе Анна Георгиевна Баринова.

Чуть больше 20 лет было Раисе Васильевне Логуновой (в девичестве – Лебедевой), когда она в 1950 году приехала после окончания педучилища в школу в пос. Первомайский. Школа располагалась в старом немецком здании, сильно пострадавшем в годы войны. На первом этаже располагалась конюшня, в которой не осталось ни окон, ни дверей. На втором этаже – шко- ла. Учителя – молодые девушки - и жили там, и работали. Они создали при школе свой кукольный театр, ставили спектакли, выступали с ними в посёлках района.

Гордостью образования считаются и их младшие коллеги, продолжившие начатое первыми учителями-переселенцами – Леокадия Эдуардовна Смирнова, Елена Николаевна Кушнир,
Антон Иванович Денисёнок, Нина Дмитриевна Зюзенкова, Людмила Павловна Гаврилюк, Нина Николаевна Гугнивенко, Тамара Васильевна Панфилова, Ольга Ивановна Синявская,
Нина Александровна Быкова и многие-многие другие славные педагоги, назвать которых поимённо просто не позволяет газетная площадь.

Изо дня в день, из года в год совершали они вместе с учениками величайшие открытия мира и человека. И всегда прекрасно справлялись со своей задачей, внося неоценимый вклад в образование и воспитание молодого поколения.

Ольга ТЧАННИКОВА

 



Последние новости
 
Выходим на прямое общение

Дорогие читатели, редакция «НВ» хочет знать ваше мнение о происходящих в округе событиях и живущих здесь людях. 

Если вам понравилась какая-то статья или вы можете дополнительно рассказать о том, что написано в «НВ», - сообщайте нам об этом. А может быть, вы стали очевидцем какого-то события и хотите поделиться своей новостью? Или знакомы с интересными земляками?

Поделитесь с нами своей информацией, и мы опубликуем ее в газете и в социальных сетях, указав ваше авторство. Присылайте нам свои тексты, фото- и видеоматериалы на editornv@mail.ru. Авторы лучших материалов поощряются!

 





 





 
 

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

       Мы в ВК  Мы в GOOGLE +  Мы в Twitter МЫ в YouTube Мы в FACEBOOK