Вспоминая минувшие годы…
Её история началась летом 1946 года, а точнее – 1 июня первого послевоенного года, когда согласно приказу № 1, датированному этим днём приступил к исполнению обязанностей начальника отдела народного образования Кёнигсбергского сельского района Алексей Крупенин, первый руководитель ещё не существовавшей системы образования. В это время происходило массовое заселение района за счёт переселенцев. Люди ехали сюда целыми семьями из разорённых фашистами городов и деревень Московской, Смоленской, Псковской и других областей западной России в надежде получить здесь жильё, хорошую работу, поэтому просто необходимо было организовать обучение детей.
Как всё начиналось Первая школа открылась в посёлке Гросс-Ляут, ныне пос. Большое Исаково, который в первые годы был административным центром нашего района. Самое большое здание посёлка местная власть отдала под школу, получившую статус неполной средней, и уже 1 сентября она приняла учеников. По воспоминаниям одной из первых учительниц этой школы Анны Бариновой, классы в первые годы отапливались печками-«буржуйками». И хотя детей вначале училось немного, парт и стульев для всех не хватало. Директор школы Богуславская, очень много сделавшая для ремонта школы, попыталась было восстановить существующее до военной поры паровое отопление. Однако испытания этой системы закончилось неудачно: произошёл взрыв, и директор получила серьёзную травму глаза. 1 сентября 1946 года своих учеников приняла и начальная школа в посёлке Нойхаузен, через неделю переименованном в Гурьевск. За два первых учебных месяца 1946 года в Кёнигсбергском сельском районе было открыто около 10 начальных школ, а с ноября – в связи с большим прибытием семей с детьми в посёлок Повунден (бывшее название Храброво) – распахнула двери ещё одна семилетка. Мешок картошки в подарок Выпускники педучилищ, такие, как Юлия Громова, восемь суток ехавшая к месту своего распределения – Ярославской начальной школе - с одним фанерным чемоданчиком, главной ценностью которого были две буханки хлеба, начинали с того, что сколачивали парты-столы и лавки, потому что в школах не было никакой мебели. Председатель местного колхоза очень ценил молодых педагогов и частенько завозил им то мешок картошки, то мешок капусты или моркови, так как на одни хлебные карточки жилось впроголодь. За партами вместе с малышами сидели порой и переростки - те, кому учиться помешала война. Закон о всеобщем обязательном обучении детей исполнялся неукоснительно. Велико было и внимание органов местной власти к просьбам народного образования. Принимались действенные меры по улучшению хозяйственного положения учебных учреждений, укрепления их материально-технической базы. До 15 июня 1947 года все школы наделялись земельными участками и фруктовыми садами. Председателям сельских Советов было приказано обеспечить учителей отремонтированными квартирами и топливом на зиму. А председатели колхозов и руководители организаций обязывались организовать подвоз школьников, живущих далеко от учёбы. Школа для немцев В посёлке Шаакен (ныне – Некрасово) была открыта школа для немецких детей, а для немецких же детей-сирот создали первый детский дом. При постановке на учёт до- призывной молодёжи 1929 года рождения выяснилось, что среди молодых ребят много малограмотных, а то и вовсе не умеющих читать и писать. Народное образование района стало решать и эту проблему, открыв две школы сельской молодёжи: одну - при колхозе им. Сталина, другую – при МТС. А для детей, проживающих на отдалённых хуторах, при Исаковкой и Ле- бединской (ныне Храбровской) школах были организованы интернаты. Осенью 1947 года в Гурьевске открывается первый детский сад. Основы системы народного образования Гурьевского района, как и всей Калининградской области, как считают специалисты, были заложены в 1946-1947 годах, когда создавалась широ- кая сеть школ, детских садов, детдомов. Трудности возникали буквально на каждом шагу: не хватало учебников, школьно-письменных принадлежностей, не было своих педагогических кадров (созданные в крае педучилища стали поставлять специалистов только через несколько лет). Всё приходилось начинать буквально с нуля. Но первые учителя-переселенцы сумели создать такую систему образования, которая впитала, сохранила и продолжила лучшие традиции российского и советского довоенного просвещения. Учителями славится Россия Разные пути-дороги приводили в наш край первых работников образования. Одни приехали сюда по распределению, другие – по зову сердца. Но все они работали самозабвенно, не жалея ни сил, ни времени, воспитывая строителя этой земли, её хранителя. Каждый день входили они в класс, сея «доброе и вечное». Супруги Барабановы прибыли в наш район в марте 1947 года. Андрей Сергеевич – бравый офицер, прошедший всю Великую Отечественную, награждённый высшими правительственными наградами. Его сразу же назначили на партийную работу, но он хотел быть учителем и не скрывал своего счастья, когда в 1949 году его назначили директором Гурьевской средней школы. Нина Васильевна стала работать здесь же учителем начальных классов. Они очень любили свою работу и приложили немало усилий, чтобы единственная в ту пору школа в городе стала для учеников вторым домом. 52 года проработала учителем русского языка и литературы в Большеисаковской школе Анна Георгиевна Баринова. Чуть больше 20 лет было Раисе Васильевне Логуновой (в девичестве – Лебедевой), когда она в 1950 году приехала после окончания педучилища в школу в пос. Первомайский. Школа располагалась в старом немецком здании, сильно пострадавшем в годы войны. На первом этаже располагалась конюшня, в которой не осталось ни окон, ни дверей. На втором этаже – шко- ла. Учителя – молодые девушки - и жили там, и работали. Они создали при школе свой кукольный театр, ставили спектакли, выступали с ними в посёлках района. Гордостью образования считаются и их младшие коллеги, продолжившие начатое первыми учителями-переселенцами – Леокадия Эдуардовна Смирнова, Елена Николаевна Кушнир, Антон Иванович Денисёнок, Нина Дмитриевна Зюзенкова, Людмила Павловна Гаврилюк, Нина Николаевна Гугнивенко, Тамара Васильевна Панфилова, Ольга Ивановна Синявская, Нина Александровна Быкова и многие-многие другие славные педагоги, назвать которых поимённо просто не позволяет газетная площадь. Изо дня в день, из года в год совершали они вместе с учениками величайшие открытия мира и человека. И всегда прекрасно справлялись со своей задачей, внося неоценимый вклад в образование и воспитание молодого поколения. Ольга ТЧАННИКОВА
Последние новости
|