Крещение Господне (Святое Богоявление)
Праздник Крещения замыкает двенадцать святочных дней19 января православная церковь празднует вхождение Иисуса Христа на путь служения людям, начало его проповеди. В день Крещения повсеместно в храмах, на реках, озерах совершается водосвятие, обряд освящения воды в проруби, сделанной в виде православного креста.Это один из великих двунадесятых праздников, который отмечается не менее торжественно, чем Рождество Христово. Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой Святками, составляют единое торжество – праздник Богоявления. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился». Согласно церковному преданию, проповедь Иоанна Предтечи, а также крещение им Спасителя происходили на месте древней переправы через Иордан, приблизительно в пяти километрах от впадения реки в Мертвое море. Уже во времена царя Давида здесь был устроен паром, а в 19 веке это место именовалось «Паломническим бродом» из-за множества паломников, стекавшихся сюда для омовения в водах Иорданских. Именно этим путем, за 12 столетий до Рождества Спасителя, вступил древний Израиль, предводимый Иисусом Навином, в Землю обетованную. Здесь же за тысячу лет до Боговоплощения переправился за Иордан царь Давид, убегая от восставшего против него собственного сына Авессалома. В этом же месте переправлялись через реку пророки Илия и Елисей, а уже в христианскую эпоху этим же путем ушла в заиорданскую пустыню оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская. Сегодня о событиях святого Богоявления, совершившегося здесь, напоминает паломникам расположившийся неподалёку греческий монастырь святого Иоанна Предтечи. Святая церковь ещё с апостольских времен празднует день Святого Богоявления, характеризуя это так: «да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». В воспоминание Крещения, в котором Иисус Христос погружался в водах Иорданских, православная церковь издревле совершает в навечерие и в сам праздник великое освящение воды. Чинопоследование, по которому совершаются водосвятия и благодать, подаваемая в эти дни воде, одни и те же, как в день навечерия - Крещенского сочельника, так и в самый праздник Богоявления. Праздничное освящение воды ведёт свое начало от традиции церкви Иерусалимской, где уже в первые века христианства совершался праздничный выход к реке Иордан для воспоминания крещения Спасителя совершением водоосвящения. Издревле и в церкви Русской, подражая традиции Иерусалимской, совершается в дни навечерия и Богоявления торжественное водосвятие. Благочестивые прихожане стремятся в эти дни запастись святой водой на целый год, чтобы хватило до следующего Крещения, а, приходя домой, окропляют свои жилища святой водой, сообщая им, таким образом, благодать великого праздника. Сергей КИРИЛЛОВ
Последние новости
|