
Крещение Господне (Святое Богоявление)
Праздник Крещения замыкает двенадцать святочных дней19 января православная церковь празднует вхождение Иисуса Христа на путь служения людям, начало его проповеди. В день Крещения повсеместно в храмах, на реках, озерах совершается водосвятие, обряд освящения воды в проруби, сделанной в виде православного креста.Это один из великих двунадесятых праздников, который отмечается не менее торжественно, чем Рождество Христово. Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой Святками, составляют единое торжество – праздник Богоявления. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился». Согласно церковному преданию, проповедь Иоанна Предтечи, а также крещение им Спасителя происходили на месте древней переправы через Иордан, приблизительно в пяти километрах от впадения реки в Мертвое море. Уже во времена царя Давида здесь был устроен паром, а в 19 веке это место именовалось «Паломническим бродом» из-за множества паломников, стекавшихся сюда для омовения в водах Иорданских. Именно этим путем, за 12 столетий до Рождества Спасителя, вступил древний Израиль, предводимый Иисусом Навином, в Землю обетованную. Здесь же за тысячу лет до Боговоплощения переправился за Иордан царь Давид, убегая от восставшего против него собственного сына Авессалома. В этом же месте переправлялись через реку пророки Илия и Елисей, а уже в христианскую эпоху этим же путем ушла в заиорданскую пустыню оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская. Сегодня о событиях святого Богоявления, совершившегося здесь, напоминает паломникам расположившийся неподалёку греческий монастырь святого Иоанна Предтечи. Святая церковь ещё с апостольских времен празднует день Святого Богоявления, характеризуя это так: «да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». В воспоминание Крещения, в котором Иисус Христос погружался в водах Иорданских, православная церковь издревле совершает в навечерие и в сам праздник великое освящение воды. Чинопоследование, по которому совершаются водосвятия и благодать, подаваемая в эти дни воде, одни и те же, как в день навечерия - Крещенского сочельника, так и в самый праздник Богоявления. Праздничное освящение воды ведёт свое начало от традиции церкви Иерусалимской, где уже в первые века христианства совершался праздничный выход к реке Иордан для воспоминания крещения Спасителя совершением водоосвящения. Издревле и в церкви Русской, подражая традиции Иерусалимской, совершается в дни навечерия и Богоявления торжественное водосвятие. Благочестивые прихожане стремятся в эти дни запастись святой водой на целый год, чтобы хватило до следующего Крещения, а, приходя домой, окропляют свои жилища святой водой, сообщая им, таким образом, благодать великого праздника. Сергей КИРИЛЛОВ
|