Подписаться на электронную версию газеты (в формате pdf, включая приложение "Официальный вестник") можно, отправив письмо на nvremia@mail.ru или позвонив по тел. 8 (40151) 3-12-82

Бои за нашу память…

9 декабря 2010
 

Чтобы мы не забывали военную историю России, о ней «повествуют» клубы военно-исторической реконструкции

Периодически, примерно раза три в год (а в этом – даже четыре), на территории Гурьевского района звучат выстрелы и разрывы снарядов. Слава богу, не настоящие: это участники региональных военно-исторических клубов собираются в знаменательные дни штурма Нойхаузена, годовщины Победы, в день района, чтобы хотя бы отдаленно,  но вместе с тем как можно более реалистично показать неизменно многочисленным и восторженным зрителям, как это было… О деятельности таких клубов на территории нашей области мы побеседовали с одним из самых молодых участников группы военно-исторической реконструкции «Гарнизон» Сергеем СТОЛЯРОВЫМ.

- Сергей, расскажи, пожалуйста, сколько подобных клубов существует на территории области? Какой они направленности?

- Их не так много. По Красной армии времен Великой Отечественной – клуб при калининградском Доме офицеров, «Звезда», «Фридрихсбург» (поисковые отряды плюс реконструкции), наша группа «Гарнизон». В Багратионовске есть еще клуб военно-исторической реконструкции по теме наполеоники (XIX век), они также занимаются и Второй мировой войной, и сейчас, к юбилею, - Первой мировой. Я и в нем тоже состою.

По «немцам» - клубы «561-я фольксгренадерская дивизия», «2-й парашютно-десантный полк», «Солдат», «Дивизия СС «Дасрайх». Есть смешанный
клуб «Морская пехота» – и «немцы», и «русские».

- С какого года у нас началось «реконструкторское» движение, и когда ты к нему присоединился?

- Самый первый клуб – в Багратионовске, существует шесть лет. И моя первая битва – в этом клубе, в 2007 году под Прейсиш-Эйлау. Почему вдруг захотелось поучаствовать в реконструкциях? Еще со школы была тяга к истории. Собирал вещи, антиквариат, интересовался темой Второй мировой войны. А в 2006-м увидел реконструкцию клуба при Доме офицеров на башне «Дона» и сам захотел поучаствовать.

- И в скольких боях уже довелось сражаться?

- Уже и не вспомнить – во многих. В этом году, к примеру, они проводились чуть ли не раз в месяц. Особенно – в феврале – апреле, в дни годовщины боев за Восточную Пруссию. Только реконструкций штурма Кенигсберга было целых две… Или нет – даже три! Просто делали две разные организации. Одни – 3 апреля в парке 40-летия ВЛКСМ, а 9-го мы участвовали в открытии улицы Булатова возле Пятого форта, и в тот же день была еще реконструкция в парке Победы возле мемориала 1 200 гвардейцам.

- А клубы участвуют в реконструкциях только на территории области или за ее пределами тоже?

- За рубежом, в основном, в Польше - багратионовский клуб, по наполеонике. В «большой» России, как правило, - Бородино 1812 года под Москвой и в Питере – снятие блокады. В Питере в этом году было два мероприятия: около пос. Кузьмилово – начало войны и в Сестрорецке реконструировали взятие Выборга в 1944 году. Причем питерские реконструкции очень отличаются. Там все – и русские, и американцы, и немцы,  и Гражданская война, и Вторая мировая, и наполеоника, и павловцы. Российская реконструкция и родом из Питера, впервые была показана там 20 лет назад.

- Какая больше всего запомнилась?

- Вот недавно по наполеонике было потрясающее мероприятие в польском Янково, недалеко от Ольштына. Там реконструировали то, как русская армия остановила французов перед отступлением на Эйлау в 1806 году (затем была знаменитая битва).

- Ну это по наполеонике. А чем занимается твое основное объединение - группа «Гарнизон»?

- Мы существуем больше года, в клубе 10 человек. Реконструируем действия, форму и т.д. 2-й гвардейской моторизованной штурмовой инженерно-
саперной бригады (сокращенно – МШИСБР) времен войны. Это была элита инженерных войск, создана для прохождения дзотов и дотов, они же штурмовали форты. Например, пятый форт – четыре ШИСБР. В штурме Кенигсберга участвовали три таких бригады – 4-я при 43-й армии, 9-я – при 11 гвардейской и наша, 2-я гвардейская – по фронту. Данных по ней очень мало, собираем по крупицам. Известно только, что на 1 апреля 1945 года она в составе 5-й армии штурмовала восток города, а затем ее разделили по всему фронту на штурмовые группы.

- То есть вы реконструируете действия только этой бригады?

- Да, и у каждого свое амплуа. То есть кто в каком звании начал участвовать в реконструкции, тот в этом звании и остается.

- В клубах реконструкторов, наверное, тоже, как в армии – единоначалие?

- У всех по-разному. Есть, как в нашем клубе, командир, есть и актив клуба. А уже «пассив» подтягивается. А в «Звезде», к примеру, все решается коллегиально.

- Где достаете одежду, амуницию?

- Одежда пошивается вручную либо заказывается по Интернету в России, Германии. Ищем какие-то вещи. Но реконструкция – обширное понятие. Это наглядное изучение истории. Мы сначала изучаем документы, фотографии, рисунки, а потом шьем одежду. Форму, конечно, достаем с трудом. А потом то, что имеем, то и показываем.

- С ветеранами, наверное, общаетесь…

- Времени, к сожалению, не хватает общаться. Хотя, конечно, встречаемся, чтобы они нам рассказали, как это было, подсказали что-то по поводу формы тех лет.

- Но ведь на реконструкции нужны средства?

- Для клубов по Второй мировой войне хватает средств, чтобы организовать мероприятие. За границей интересно то, что финансирование идет от
городского бюджета или туристических компаний. Вот в Янково мы ехали на реконструкцию на своих машинах, а за нами ехал автобус калининградских школьников от турагентства. У нас это пока непонятно как-то. В основном, мероприятия проходят «для галочки», а там на этом деньги зарабатывают.

- А здесь вы себя сами предлагаете?

- Есть, конечно, организаторы мероприятий. Например, известный специалист по оружию Александр Павленко, идем либо мы к нему, либо он – к нам. Есть ассоциация поисковых отрядов «Память», которая тоже занимается организацией. Мы, группа «Гарнизон», в феврале этого года сами совместно с Гурьевской гимназией № 2 организовали реконструкцию разведки боем на Втором форте. За ними была официальная часть, за нами – «война».

- Раз уж ты упомянул Второй форт, немножко отступлю от темы… Как ты попал туда на работу?

- Пять лет назад я с друзьями пришел посмотреть на Первый форт. Станислав Лаурушонис, его хранитель и директор фонда «Штайн», провел для нас экскурсию, попросил помочь – поработать. На следующей неделе приехал опять, а потом стал ездить постоянно. Да и на первую реконструкцию, к «Доне», меня Стас привез. А в этом году в связи с кризисом перешел на работу к нему уже во Второй форт.

- Реконструкций с каждым годом больше становится?

- Все зависит не от количества, а от качества. Некоторые люди думают, что реконструкция – это так, побегать, поваляться в снегу. А мы с каждым разом улучшаем качество реконструкции, глубже изучаем тему, а потом все это показываем зрителям. Поэтому задача нашего клуба – двигать качество реконструкции вперед.

- Какие сражения в ближайших планах?

- В декабре, может быть, будет мероприятие по Московско-Минской дивизии. А потом в январе начнем Чкаловском, затем, традиционно, – Нойхаузен.

Ольга ВОРОНИНА

 



Последние новости
 
Выходим на прямое общение

Дорогие читатели, редакция «НВ» хочет знать ваше мнение о происходящих в округе событиях и живущих здесь людях. 

Если вам понравилась какая-то статья или вы можете дополнительно рассказать о том, что написано в «НВ», - сообщайте нам об этом. А может быть, вы стали очевидцем какого-то события и хотите поделиться своей новостью? Или знакомы с интересными земляками?

Поделитесь с нами своей информацией, и мы опубликуем ее в газете и в социальных сетях, указав ваше авторство. Присылайте нам свои тексты, фото- и видеоматериалы на editornv@mail.ru. Авторы лучших материалов поощряются!

 





 





 
 

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

       Мы в ВК  Мы в GOOGLE +  Мы в Twitter МЫ в YouTube Мы в FACEBOOK