Подписаться на электронную версию газеты (в формате pdf, включая приложение "Официальный вестник") можно, отправив письмо на nvremia@mail.ru или позвонив по тел. 8 (40151) 3-12-82

Шаакен: чем сердце успокоится?

25 марта 2010
 

В этом году замок отмечает свое 740-летие, однако его будущее пока туманно

История Шаакена, как и многих местных замков, начиналась в далеком XIII веке, в эпоху тевтонского завоевания Восточной Пруссии. Орденские хроники сообщают, что на месте старой прусской крепости в 1270 году в числе четырех других была возведена епископская деревянная крепость Шаакен, хотя местность с одноименным названием упоминалась еще раньше – в 1258 году. Вскоре замок перестроили в камне, и он получился довольно внушительным. В орденское время Шаакен являлся резиденцией ландфогта - управляющего замком и близлежащей территорией Замланда. С 1397 года он вошел в состав Кенигсбергского комтурства. В XVI веке в замке расположилось Земельное управление Замланда.

Русский след

В 1697 году в Шаакене два дня пребывало российское «Великое посольство», а 11 ноября 1711 года по пути в Россию останавливался на ночевку Петр I с Екатериной. Были они здесь проездом и 6 июля 1712 года. А возвратившись в 1717 году из заграничного путешествия, 23 сентября после обеда у Шаакен: чем сердце успокоится?бургомистра Кенигсберга ночевать они отбывают в Шаакен.

В конце XVIII века замок - центр Камерального амта, в 1815-1819 годах - резиденция ландратсамта (сельской администрации). До 1918 года Шаакен являлся доменом королевской, а затем императорской династии, после 1918 года он и принадлежащие ему земли перешли в собственность государства, и уже оно сдавало эти земли в аренду на определенных условиях.

Приют, конюшня и музей

Во время боевых действий 1945 года Шаакен не пострадал. До 1948 года на его территории располагался детский дом для немецких сирот. Затем в окрестностях был создан колхоз, деревню Лиске Шаакен рядом с замком переименовали в Некрасово, а на территории крепости расположилась колхозная конюшня. В начале 60-х годов прошлого века она была отдана под жилье, а подсобные помещения - для хознужд. И сейчас в замке живут люди, которые создали фонд «Шаакен» и делают все что могут для того, чтобы противостоять катастрофической ситуации разрушения его помещений – проводят посильный ремонт помещений, создали музей.

Статус кво

Совсем недавно прошла информация, что замок, наряду с его некоторыми собратьями по Средневековью, передают из федеральной в региональную собственность. Что в таком случае будет с курирующим его фондом «Шаакен», с теми, кто там живет и работает на его благо, с музеем, рыцарскими турнирами и т.д. Об этом мы поговорили с директором фонда Петром Мироненко.

- Петр Петрович, что-то изменилось в связи с предстоящей передачей замка в областную собственность?

- Пока статус кво сохраняется. Да, федералы хотели передать его в область, но ничего они еще не сделали. В прошлом году мы дошли до Путина, потом - до Медведева. Президент нам дал ответ, что они готовы замок нам продать, однако механизм такой реализации – через аукцион – так и не был разработан. Поэтому мы сейчас опять «сами с усами», в подвешенном состоянии.

Георгенбург, например, передали Русской православной церкви – с кучей нарушений! К тому же это не религиозное сооружение, а оборонительное, и церковь сейчас просто не знает, что с ним делать.

- Вас даже штрафовали за «недостаточное содержание замка»…

- Прошлой весной к нам приезжали из структуры по охране памятников, похлопали по плечу и сказали: делайте! А как только что-то реальное начали делать, так сразу организовали комиссию по проверке, и она постановила, что фонд – плохой пользователь. Почему? Потому что у нас трава растет на одной из крепостных стен! А как же ей там не расти… Нужно ведь проводить соответствующие работы, а это очень дорого. Комиссия составила акт, и нас оштрафовали. Здесь же надо проводить реставрацию: не будет объекта, не будет туристов.

- Сейчас какие-то работы проводите?

- Сам замок вообще не реставрируем. Консервируем то, что может рухнуть, и все. Да и боимся что-то делать капитально, могут ведь все это отобрать…

- Неужели и мероприятия сворачиваете?

- Нет, все по-прежнему проводим. За сезон сделали несколько театрализованных представлений с конными рыцарями. На 14 мая запланировали «Ночь в музее» с большой трехчасовой программой. В цену билета будет входить даже пиво! Для выпускников повторим рыцарские турниры на последний звонок, а то все эти поездки на Косу, на море им уже надоели.

- Будет ли в этом году традиционный бардовский фестиваль?

- Пока не ясно. Там барды слегка разругались между собой, что-то не поделили и спорят, в какой форме и как по деньгам должен проходить фестиваль. Так что его проведение пока под вопросом.

- Как я поняла, конная «составляющая» замка сохранена…

- Да, все работает, все действует. Причем наши конники даже успешно участвовали в соревнованиях по конкуру – вторые и третьи места «брали». Вот только в Черняховске не получилось поучаствовать в международном турнире из-за карантина.

- А как мастерские?

- Пока никак. Летом у нас будет только гончар.

- Ваши зарубежные партнеры - голландцы и другие - остались?

- Голландцы как были, так и есть. Помогают. Ребята отличные! С Европейским банком реконструкции и развития поддерживаем контакты. И они по-прежнему готовы нас финансировать, но при условии передачи нам замка в собственность или аренду на 49 лет.

- Как сейчас в Шаакене с туристами: больше или меньше, чем в прошлом году?

- Да вот тут было холодно, и туристов было маловато. Группы детей у нас целевые перестали ездить. Конечно, цену пришлось поднять – а что делать, ведь все сейчас дорого. Но мы постоянно устраиваем новые театрализованные программы. Хотя январь вроде бы и неплохой был. Жаль только, что не калининградцы к нам едут, а гости из Санкт-Петербурга, Москвы, даже с Дальнего Востока. Калининградских – только 15 %.

- С региональным департаментом туризма взаимодействуете?

- С Друтман? Да, очень тесно. Марина Гурамовна – молодец! Она действительно хочет, чтобы здесь был туристический маршрут, чтобы ехал турист. А привлечь его можно, в том числе, и рыцарскими турнирами, реконструкциями битв. Вот, к примеру, недалеко отсюда, в Зеленоградском районе, в феврале 1370 года была битва при Рудау между тевтонцами и литовцами. Мы зимой ее реконструкцию не проводили, хотим провести летом – для туристов. Только опять же финансирование надо найти. Сюжет-то ведь интереснейший (хотя в битве победили орденцы), погибло два тевтонских комтура и маршал, а упавшее знамя подхватил один простолюдин, за что ему потом пожаловали дворянство.

В России таких замков нигде нет, только у нас в области. Это все уникально! Вот и надо это сохранять, работать на привлечение в область туристов.

Ольга ВОРОНИНА

 



Последние новости
 
Выходим на прямое общение

Дорогие читатели, редакция «НВ» хочет знать ваше мнение о происходящих в округе событиях и живущих здесь людях. 

Если вам понравилась какая-то статья или вы можете дополнительно рассказать о том, что написано в «НВ», - сообщайте нам об этом. А может быть, вы стали очевидцем какого-то события и хотите поделиться своей новостью? Или знакомы с интересными земляками?

Поделитесь с нами своей информацией, и мы опубликуем ее в газете и в социальных сетях, указав ваше авторство. Присылайте нам свои тексты, фото- и видеоматериалы на editornv@mail.ru. Авторы лучших материалов поощряются!

 





 





 
 

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

       Мы в ВК  Мы в GOOGLE +  Мы в Twitter МЫ в YouTube Мы в FACEBOOK