Александр ПЯТИКОП: «Патриотизм – основа жизнеспособности общества нашей Родины»
Кандидат в депутаты Государственной Думы РФ от Калининградской области, заслуженный учитель России Александр ПЯТИКОП – о патриотизме
Для Калининградского региона тема патриотизма, тема духовной связи с Родиной, наверное, столь же важна, как и продовольственная, транспортная и энергетическая безопасность. О том, почему это так – наш разговор с Александром Ивановичем Пятикопом, кандидатом в депутаты Государственной Думы РФ, заслуженным учителем России, кандидатом педагогических наук.
– Александр Иванович, что Вы для себя вкладываете в понятие патриотизм?
– Патриотизм для меня – это осмысленная потребность служить Родине. В моем случае это значит делать все для того, чтобы жизнь моих земляков улучшалась качественно. Желание сделать жизнь людей более комфортной, повышать обороноспособность нашей державы, укреплять независимость страны. Я понимаю, осознаю и действую, и не только сам, но и стараюсь воспитать это в своих детям и учениках.
Для нас, жителей Калининградского региона, этот вопрос особенно важен. Мы с особой силой чувствуем единение со всей страной – единой великой Россией. Осознаем себя ее неотъемлемой частью, соединены с ней множеством неразрывных нитей – от глобальных экономических и политических, до родственных и духовных.
Каждый год нашей многовековой истории – это судьба родной страны. А значит – наша общая с вами судьба. Это удел миллионов наших предков, которые защитили и преобразили Россию. Множили ее достижения и передавали их по наследству своим детям. Наши предшественники научили нас, что такая страна, как Россия, может быть только сильной. И потому мы не вправе забывать историю.
– Насколько мне известно, тема патриотического воспитания детей и молодежи близка Вам с давних пор?
– Это так. Вопросами патриотического воспитания я занимаюсь профессионально очень давно – с 1989 года. Более того, патриотическое воспитание, его методология и методики – тема монографии «По долгу и призванию», написанной мной в соавторстве с Шамардиным Владимиром Никифоровичем (ныне ушедшим из жизни) и Кибышем Анатолием Ивановичем. В педагогике есть показатели количественные, а есть качественные. Такие качества, как воспитание и патриотизм, измерить количественными показателями очень сложно, линеечку тут к человеку не приложишь.
– Словосочетание «патриотическое воспитание» сейчас в большинстве случаев превращается в «военно-патриотическое воспитание». Подобные клубы и кружки возникли практически во всех школах. Почему наш патриотизм такой военный?
– Не только военный. Совместно с Комитетом по образованию мэрии мы открыли клуб творческой молодежи на базе подросткового клуба у меня в округе. Там собираются литераторы, писатели, поэты. Они пишут стихи и рассказы и даже учатся снимать фильмы. Это тоже патриотизм, и говорят они о чувствах, которые важны для каждого человека. Это творчество, которое ведет к развитию личности в социуме.
Еще в армии появилась идея создать военно-историческую школу, и такой школой стала 20-я. В 1990 году мне с единомышленниками удалось создать первый в Калининградской области военно-патриотический класс. Сотрудничали с КВАТУ, и все желающие школьники могли пройти первичную военную подготовку.
В то время было очень популярным огульное охаивание армии. Тогда даже рекомендовали военным не носить форму за пределами воинских частей. А у нас все офицеры-воспитатели были в форме, не стеснялись ее, а гордились. Когда я уходил в городской совет, в области было уже 150 таких классов. И не только военных, но и созданных при поддержке полиции, МЧС. Не все их воспитанники стали пожарными или полицейскими. Но все они стали настоящими, порядочными людьми.
– Некоторые люди говорят о необходимости изменений в нашем регионе, но это ведь предполагает, что в существующей действительности не все так уж хорошо. Сейчас популярна другая позиция: патриот не должен критиковать свою действительность, а лишь любить и защищать ее. Если критикуешь, подвергаешь сомнению – ты не патриот. Вы не стесняетесь выступать с критической позиции, в том числе и в рамках предвыборной кампании.
– Есть критика, а есть критиканство. Критиканство я слышу со стороны левых партий, мол, плохо все, дайте нам прийти к власти. Но ничего содержательного они не вносят. Критика – это когда ты видишь что-то неэффективное, неправильное, вредное. Но не просто говоришь, что это плохо, а даешь конструктивные предложения: что нужно сделать, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону. Вот это критика. Ключевое слово – конструктив.
Если я вижу недостатки, то не могу с ними мириться. «Бойся равнодушных! Это с их молчаливого согласия совершается все зло на земле!» – писал Юлиус Фучик. К сожалению, под влиянием враждебных сил, в том числе и с Запада, слово «патриот» порой выхолащивается, становится ругательным. Уверен, это делается сознательно, чтобы ситуация в стране становилась более напряженной, чтобы разобщить нас. А ведь Россия сильна именно коллективизмом, общностью. Наши предки оставили нам огромную землю, управлять которой мы сможем только если мы едины.
– В последние годы модно было искать национальную идею. В чем она?
– Наш президент Владимир Владимирович Путин сказал: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». В том же выступлении он сказал, что бизнес, чиновники и все граждане работают для того, чтобы страна становилась сильнее. «Потому что, если так будет, каждый гражданин будет жить лучше. И достаток будет больше, и комфортнее будет, и т. д. Это и есть национальная идея». Он отметил, что если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан и более эффективной. Пожалуй, лучше и не скажешь.
Последние новости
|