Осторожно, фейк: поддельные соцвыплаты, которые лишают вас денег
В современном цифровом мире, где информация распространяется с колоссальной скоростью, мошенники демонстрируют поразительную изобретательность, постоянно адаптируя свои преступные схемы под текущие социальные и экономические тренды Одной из наиболее коварных и актуальных угроз для финансовой безопасности граждан стали аферы, маскирующиеся под оформление государственных социальных выплат. О том, что важно знать каждому человеку, чтобы не попасть на уловку мошенника, рассказала эксперт регионального центра финансовой грамотности Алёна Бушмина. – Злоумышленники искусно эксплуатируют доверие людей к государственным институтам и их естественное желание улучшить своё материальное положение, превращая его в ловушку для хищения персональных данных и денежных средств, – отмечает руководитель РЦФГ Алёна Бушмина. Основной вектор атак сместился из сферы телефонного мошенничества, которое постепенно теряет эффективность из-за повышенной бдительности людей, в цифровое пространство. Сегодня подавляющее большинство фейковых сообщений о «гарантированных» выплатах распространяется через интернет, в частности через социальные сети и мессенджеры. Преступники создают сложно отличимые от настоящих поддельные сайты, украшенные официальной символикой государственных ведомств – Социального фонда России (СФР), Федеральной налоговой службы (ФНС) и Центрального банка РФ и пр. Ссылки на эти ресурсы массово рассылаются потенциальным жертвам. Особую опасность представляют современные автоматизированные схемы. Жертве может предлагаться пройти бесплатное «тест-анкетирование» или консультацию для определения полагающихся ей выплат. Ссылка на опросник часто маскируется под QR-код. После его сканирования пользователь попадает в чат-бот в мессенджере. Этот метод крайне эффективен, так как общение с безличным автоматизированным скриптом психологически снижает уровень бдительности – оно не ассоциируется с прямым контактом с мошенником. Результат такого «опроса» всегда предсказуем: система «находит» множество неполученных пособий и сразу предлагает оформить их «не отходя от кассы» через «автоматизированные сервисы государственных органов». Конечная цель всех этих ухищрений едина – выманить у человека его конфиденциальные данные. Это могут быть логины и пароли от личного кабинета на портале Госуслуг, коды подтверждения из SMS и push-уведомлений, реквизиты банковских карт (включая CVV-код на обороте), паспортные данные и любая другая персональная информация. Получив доступ к этим сведениям, злоумышленники получают полный контроль над финансовыми активами и цифровой идентичностью жертвы, что может привести к катастрофическим последствиям. Важно запомнить несколько несложных правил безопасности, которые являются главным щитом от подобных афер. • Никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя переходить по подозрительным ссылкам из не проверенных сообщений. • Категорически запрещено передавать кому-либо конфиденциальную информацию, особенно коды из SMS, которые являются последним барьером на пути к вашим деньгам. • Необходимо всегда проверять информацию о новых выплатах через официальные источники: новости на сайте ведомства или портале Госуслуг. Все существующие государственные выплаты и пособия можно оформить исключительно через официальные и легальные каналы: портал Госуслуг, многофункциональные центры (МФЦ) или при личном обращении в соответствующее ведомство. Любое предложение «упростить» или «ускорить» этот процесс через сторонние, неофициальные сервисы – это стопроцентный признак мошенничества. Доверять можно только официальной информации, подтверждённой на государственных ресурсах, а любым непрошеным «помощникам» – нельзя категорически. Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Эффективные финансы». Дополнительная информация – по телефону горячей линии по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.
|