
Распознайте «детей дождя». И помогите им
Аутизм — заболевание, при котором у человека нарушаются социальная адаптация, речевая функция, психическое развитие. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты, и главное направление терапии — обучение и социализация ребенка.
МАУ "НАШЕ ВРЕМЯ" /Екатерина СЛУГАРЕВА/ - Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким недугом. Но со временем выявляется все больше детей, страдающих им. С распознанием и лечением аутизма в России ситуация непростая, официальных данных по количеству детей-аутистов нет: такой подсчет не ведется. По приблизительным данным, «детей дождя» в нашей стране – десятки тысяч. И в такой ситуации своевременное диагностирование и коррекция аутизма становятся, в первую очередь, задачей родителей.
Чтобы вовремя распознать аутизм у ребенка, нужно внимательно наблюдать за его поведением, фиксировать нетипичные для детей того же возраста проявления. Особенно явно симптомы обнаруживаются, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет.
Нарушение речи. Часть детей-аутистов не разговаривает вовсе, другие сильно отстают от своих сверстников в речевом развитии. Такие детки в возрасте до 12 месяцев могут издавать одни и те же звуки, в два года у них крайне бедный словарный запас, к трем годам они почти не способны комбинировать слова. Зато дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы подобно эху.
Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь, с родителями. Малыши, страдающие аутизмом, не смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Аутисты часто сопротивляются попыткам родителей взять их на руки, приласкать.
Проблемы с социализацией. Находясь среди других, ребенок с аутизмом испытывает сильный дискомфорт, с годами — тревогу. «Дети дождя» могут убежать и спрятаться, если кто-то обратился к ним. Они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, так как не понимают эмоций других людей.
Приступы агрессии. Любое расстройство, неудача может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику, паническую атаку.
Слабый интерес к игрушкам. Ребенок с аутизмом не знает, как нужно играть разными предметами, машинами, куклами. Такие дети обычно не способны на символические действия, то есть не могут изобразить одни предметы с помощью других из-за слабо развитого абстрактного мышления.
Стереотипность поведения, боязнь перемен. Дети-аутисты склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени: повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты, вертеть что-то и т. д. Для них характерно компульсивное поведение, то есть приверженность к определенным правилам, распорядку.
Каждый случай заболевания индивидуален: детский аутизм может иметь все перечисленные симптомы, а может проявляться лишь в виде некоторых из них. К счастью, есть более легкие формы заболевания, при которых аутист оканчивает школу, работает, создает семью. Но чтобы добиться такого результата, надо потрудиться и ему самому, и его родителям.
|