Подписаться на электронную версию газеты (в формате pdf, включая приложение "Официальный вестник") можно, отправив письмо на nvremia@mail.ru или позвонив по тел. 8 (40151) 3-12-82

Милосердие как ценность и идея

25 января 2019
Милосердие как ценность и идея
 
ВОСПИТАНИЕ
В школе пос. Васильково с участниками методического объединения учителей духовно-нравственных дисциплин встретился кандидат философских наук, заведующий кафедрой философии Дальневосточного отделения Российской академии наук (институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока) Андрей Поповкин

Гость из Владивостока представил авторский семинар «Школа в политическом пространстве». Говорили о поиске путей профилактики и противодействия вовлечению молодежи в деструктивные социально-политические процессы.

В частности, речь шла о том, что наши политические власти и руководство образованием обеспокоены таким феноменом, как участие подростков в различных запрещенных митингах, в том числе – инициированных Алексеем Навальным.

– И даже если «вынести за скобку» это имя, корень проблемы в нашем демократическо-либеральном обществе останется все тем же, – считает философ. Андрей Владимирович подчеркнул, что, к сожалению, из оборота исчезает такое понятие, как «приличие». Различные социальные институты и группы рассматривают школьников как важнейший ресурс. Хотя не все из них готовы брать на себя ответственность за вторжение в воспитание. При этом нельзя забывать, что подростки не являются субъектами политики, поскольку не несут еще ответственности, а значит, не могут участвовать в формировании общества. Следовательно, им не место в уличных «баталиях». Еще древние греки выявили такую политическую фигуру, как демагог. Это тот, кто ведет народ, в том числе — с помощью риторически правильно выстроенной речи.


Он легко манипулирует людьми, используя такой «инструментарий», как искусство убеждения. Идти за демагогом, в сущности, легко, поскольку не требует усилий. Демагог просто ведет подростка, потакая его порою самым низменным амбициям и страстям 


Педагог на этом фоне может показаться неокрепшей личности занудой. Он требует от тебя усилий: в постижении знаний и нравственных норм. Он пытается сделать тебя осмысленнее, взрослее, научить думать, стремиться к совершенству. Все это подразумевает работу над собой. А подросток не хочет работать! Иными словами, демагог априори находится в выигрышной позиции. В этом и состоит основное противостояние демагога и педагога. Такое противостояние мне показалось очень похожим на противостояние софиста и философа. Из выявленной аналогии, собственно, и родился мой доклад, который, как мне представляется, может быть полезен педагогам.


Хотим мы того или нет, но сегодня наша школа является одним из общественных институтов, который не может абсолютно оградиться от политики и зачастую вынужден противостоять демагогическим тенденциям 


Так где же выход? По мнению Андрея Поповкина, именно школа формирует общество и одновременно формируется им. Ребенок, хочет того или нет, считывает поведение преподавателя и подсознательно транслирует его. А, значит, педагог сам должен быть духовно зрелым человеком, искать единомышленников. По мнению философа, учителя по большей части, «заряжены» правильно.

– Так вот: необходимо дать подросткам возможность реализовать свое нравственное чувство – занять их реальными общественными делами, которые им по плечу. Скажем, вовлечь в тимуровское движение, в дела, связанные с милосердием, например – с заботой о животных. Чтобы ребята могли наблюдать, как мир при их участии становится лучше. Милосердие одновременно и ценность, и идея, и мощный стимул к совершенству.


Совершая такие поступки, наша молодежь будет духовно взрослеть, получать опыт деятельности, направленной на общее благо. В будущем из таких подростков могут вырасти настоящие ответственные политики 


На встрече Андрей Поповкин затронул и другие, близкие подросткам темы. Например, о смысле жизни, который, по мнению философа, заключается в стремлении людей быть счастливыми:

– Счастье должно быть достойным человека. А он счастлив, когда, обладая духовной свободой, занимается деятельностью, в которой реализует свои таланты. Раскрыть их в полной мере предстоит в том числе и педагогам.

Ирина УКОЛОВА
Фото автора
 



Последние новости
 
Выходим на прямое общение

Дорогие читатели, редакция «НВ» хочет знать ваше мнение о происходящих в округе событиях и живущих здесь людях. 

Если вам понравилась какая-то статья или вы можете дополнительно рассказать о том, что написано в «НВ», - сообщайте нам об этом. А может быть, вы стали очевидцем какого-то события и хотите поделиться своей новостью? Или знакомы с интересными земляками?

Поделитесь с нами своей информацией, и мы опубликуем ее в газете и в социальных сетях, указав ваше авторство. Присылайте нам свои тексты, фото- и видеоматериалы на editornv@mail.ru. Авторы лучших материалов поощряются!

 





 





 
 

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

       Мы в ВК  Мы в GOOGLE +  Мы в Twitter МЫ в YouTube Мы в FACEBOOK