«На правильном пути»
Изменение статуса Гурьевского муниципального района на городской округ повысило эффективность управления - такое мнение выразили члены комитета по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту областной Думы во время своего выездного заседания, прошедшего 17 октября в окружной администрации.
МАУ "НАШЕ ВРЕМЯ" /Ольга ТЧАННИКОВА, фото - Елена ЗЕЛЕНСКАЯ/ - Выездное заседание парламентариев было посвящено вопросу преобразования в городской округ не только Гурьевского муниципального района, но и Гусевского. Такой организационно-правовой опыт, по мнению думцев, является уникальным.
Нужен консолидированный бюджетПрошло уже достаточно времени после изменения статуса муниципальных образований, и депутаты регионального Законодательного собрания решили на месте проанализировать, как работает закон Калининградской области об организации местного самоуправления.
Глава Гурьевского городского округа Сергей Куликов, выступивший с информацией, напомнил:
- За последние восемь лет мы пережили три преобразования: были городским округом - стали муниципальным районом, а с 1 января 2014 года снова перешли в статус городского округа, потому нам есть что сравнивать.
Когда в 2009 году в границах Гурьевского городского округа был образован муниципальный район с 8 входящими в его состав поселениями, муниципальным образованием первого уровня практически невозможно было полноценно исполнять предписанные им Федеральным законом № 131 полномочия по решению вопросов местного значения из-за крайне низкой бюджетной обеспеченности.
Учитывая все болезненные ситуации, которые пережили другие районы при переходе на двухуровневую систему организации местного самоуправления, администрация Гурьевского района смогла сохранить все действующие в городском округе предприятия жилищно-коммунального хозяйства, МУПы и убедить органы местного самоуправления передать на исполнение муниципальному району большую часть своих полномочий - это позволило сохранить единые на всей территории муниципального района тарифы на услуги ЖКХ и избежать социального недовольства. Однако бюджетная обеспеченность жителей поселений сильно отличалась, и построить межбюджетные отношения таким образом, чтобы уровнять бюджетную обеспеченность, было крайне сложно.
Кроме того, из-за отсутствия финансовых средств поселения не могли войти в различные государственные и областные программы строительства, ремонта и реконструкции различных объектов, даже на очень выгодных для них условиях софинансирования (90 х 10).
Органы местного самоуправления муниципального района и поселений понимали, что более эффективно решать все эти вопросы можно только сообща и при консолидированном бюджете.
Управление стало эффективнымСкрупулезно проанализировав ФЗ № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», проведя несколько совещаний на уровне руководства муниципальным районом и поселениями, районный Совет депутатов на очередной сессии принял решение об объединении территорий поселений, входящих в состав муниципального района. Были проведены публичные слушания, на которых большинство участников поддержало эту инициативу.
Одобрили ее и представительные органы поселений. После чего сессия районного Совета депутатов приняла решение «О законодательной инициативе Гурьевского районного Совета депутатов», в соответствии с которой на рассмотрение областной Думы был внесен проект закона Калининградской области «Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории». 23 мая 2013 г. законопроект был принят облдумой, а 29 мая - подписан губернатором области.
В результате объединения поселений прекратились полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Сейчас на территориях бывших сельских поселений функционируют территориальные управления административными районами, которые являются структурными подразделениями администрации городского округа и выполняют те же функции. За счет оптимизации и сокращения управленческого аппарата было сэкономлено около 18 миллионов рублей. Население при изменении статуса какихлибо неудобств не испытало. Создан единый бюджет, учитывающий интересы всех территорий, выровнялась бюджетная обеспеченность.
- Бюджет нашего округа составляет около 2 миллиардов рублей, из них 800 миллионов - собственные доходы, - проинформировал гостей глава администрации округа Сергей Подольский. Сергей Сергеевич рассказал депутатам, что наш округ успешно развивается, заметив, в частности, что по уровню газификации мы обогнали даже Калининград: ежегодно около 1200-1300 домовладений подключаются к газу, и на сегодня Гурьевский городской округ газифицирован на 70%. О плюсах объединения поселений говорил и представитель Гусевского городского округа.
Подытоживая разговор, председатель комитета Олег Шлык отметил, что законопроект был непростой, учитывая уникальность ситуации. Гусевский и Гурьевский муниципальные районы первыми в нашем регионе на практике осуществили переход в городской округ. Если гусевцы повторили опыт нижегородцев, то опыт гурьевчан уникален тем, что такой способ преобразования был применен впервые в Российской Федерации. Этот опыт интересен многим. И не только в области. Перенимать его приезжала делегация из Калуги. Аналогичные предложения поступают и из других регионов.
- Мы на правильном пути, - считает по этому поводу вицеспикер областной Думы Сергей Юспин. - Управляемость ситуации при объединении поселений стала эффективней, за счет оптимизации власти быстрее решаются все вопросы.
Члены комитета обсудили и другие вопросы, внесенные в повестку дня.
Последние новости
|