Второго не дано
О чем бы я ни пытался писать на этой неделе, у меня все сводится к репортажу с финала «Евровидения», главный приз которого в 2014 году достался бородатой певице (певцу) из Австрии Кончите Вурст. И пусть шутки и анекдоты про Кончиту, даже самые свежие, сразу получаются «с бородой», прогрессивное человечество не унимается и продолжает упражнять свое остроумие, забивая всякой ерундой новостные ленты и безграничные пространства социальных сетей.
Я вообще не понимаю, как можно писать и думать о чем-то другом, когда перед глазами стоит эта густая и окладистая борода кареглазой шатенки?
Не все коллеги со мной согласны. Кто-то даже пытается писать о чем-то таком, что на первый взгляд с Кончитой не связано.
К примеру, региональный новостной сайт, ласково называемый в бородатых кругах «ньюкалом», пишет о рядовом заседании депутатов Гурьевского окружного Совета, на котором обсуждался вопрос о внесении изменений в Устав округа. Если поправки будут приняты - они повлекут за собой изменение порядка выборов главы округа.
Можно и так, и эдак
Напомню, в соответствии с действующим уставом Гурьевского городского округа, сегодня нами руководит глава, избранный прямым голосованием. Прямые выборы - процедура простая и понятная всем гражданам. За кого голосуешь, того и получаешь себе в руководители. Считается, что такая структура власти позволяет усилить взаимосвязь избирателей с местным самоуправлением, сосредоточить в руках главы муниципального образования наибольший объем полномочий и дать ему реальные рычаги для управления. Эта система выборов главы используется в большинстве муниципальных образований России.
Однако Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предлагает несколько возможных вариантов порядка избрания и полномочий главы муниципального образования. Первый вариант мы знаем - это выборы.
Второй вариант: глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является председателем Совета депутатов, а глава администрации назначается по конкурсу. Такая структура не очень распространена, поскольку позволяет выборному главе муниципального образования «царствовать, но не править». А бюджеты в наших районах настолько скудны, что «царствовать», собственно, не на что. Работать надо, как-то выживать.
Третий вариант: глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, а глава местной администрации назначается представительным органом по конкурсу. Этот вариант на сегодняшний день самый популярный, хотя тоже имеет серьезный изъян - при такой структуре власти глава муниципального образования является лишь номинальной фигурой, а реальная власть сосредоточена у главы местной администрации, на которого примерно равное влияние могут оказывать и представительный орган муниципального образования, и администрация региона - от них в различной степени зависит его назначение и смещение. Муниципалитет при этом неизбежно теряет часть своей независимости, становится еще более послушным и управляемым.
Наконец, четвертый вариант: глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава, возглавляет представительный орган и является главой местной администрации. Такая структура допускается только в сельских поселениях, потому что там управленческий аппарат невелик и нет необходимости разграничения полномочий главы местной администрации и председателя представительного органа. Нам он не подходит, мы все-таки солидный муниципальный округ, а не село.
Выбор очевиден
Гурьевские парламентарии обсуждают все эти возможные варианты изменения устава округа просто потому, что эти варианты есть. А появились они благодаря 131-му Федеральному закону, возникшему в результате ратификации Россией в 1998 году Европейской хартии местного самоуправления.
Наш закон о местном самоуправлении практически полностью скопирован с европейского законодательства без учета российских особенностей. В результате «европейский» образец десять лет пришлось дорабатывать «по живому» - кроить и резать границы муниципальных поселений, плодить количество чиновников, вносить бесконечные изменения в уставы муниципальных поселений, морочить голову избирателям. За время своего существования 131-й закон получил более 200 поправок, и работа над его изменением продолжается и сегодня!
Вот к чему приводит бездумное копирование западных образцов. Не приживаются на нашей почве «европейские ценности» - ни в области муниципального управления, ни в области вокального пения. И рожденная на тощих полях европейской демократии хартия местного самоуправления в России обросла «бородой» поправок.
А главой у нас останется Сергей Подольский. Я не знаю, из числа депутатов его будут избирать, или согласовывать «сити-менеджером» путем проведения конкурса, или еще что-то придумают. Это уже не важно.
Других кандидатов, кроме Подольского, у нас на сегодня просто нет.
Илья СТОГОВ
Последние новости
|