
Отдали кирху в хорошие руки
![]()
В Гурьевском округе, собственно, как и во всей Калининградской области, есть десятки средневековых кирх, которые с каждым годом все больше приходят в упадок. Церковь Святой Барбары – не исключение. Но все-таки она особенная. И даже скандальная.
Фреска XIV века. Напомним, что в 2006 году с внутренней стены церкви отвалился слой штукатурки, под которой оказалась древняя фреска. Как установили специалисты из Эрмитажа, это был лик апостола Петра, выполненный, скорее всего, в XIV веке. Историки и краеведы стали бить во все колокола: мол, спасите и сохраните уникальную находку и саму кирху. Но с каждым годом лик святого только ветшал. Да и сама тевтонская церковь Святой Барбары (а в эпоху лютеранства – кирха Повундене) разрушалась на глазах… ![]() В последние годы по мере возможности заботились о кирхе Калининградская епархия, которой и принадлежит объект, и энтузиасты из волонтерского движения «Хранители руин». Совместными усилиями с прилегающей территории было вывезено несколько грузовиков мусора, в округе выкорчевали кустарник, скосили крапиву, внутри и по периметру засыпали все гравием. Словом, руины приобрели более или менее сносный вид, куда теперь периодически возят туристов. Но здание все равно выглядит пусть и несколько облагороженным, но все же ветхим, где гуляют дождь и ветер. Да и набеги вандалов, разбирающих кирхи на кирпичи, тоже не исключены. Интрига. Однако в минувшем январе министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей ЕРМАК вдруг заявил: «У кирхи в Храброво появился инвестор. Собирается реализовать интересный проект такого многофункционального туристического объекта, где и дегустационный зал, и сувенирный магазин, и кинотеатр. Очень похоже на проект Анненкирхи в Санкт-Петербурге». Впрочем, Андрей Викторович так и не назвал имя инвестора, заинтриговав еще больше. И вот интрига раскрыта! Оказывается, «реализовывать интересный проект» решил известный в Гурьевске и далеко за его пределами бизнесмен, основатель сыроварни «Шаакен Дорф» Александр ЧУЕВ. И, думается, все у него получится! Ведь тот же «Шаакен Дорф» восемь лет назад начинался с заброшенной довоенной конюшни на окраине поселка Некрасово. А теперь это знаменитая сыроварня, которая производит пятнадцать сортов сыра. Туда приезжают туристы со всей страны, чтобы не только насладиться вкуснейшей продукцией, но и окунуться в атмосферу сыроделия, потрапезничать в колоритном зале или прикупить авторские шоколадные изделия. Точка притяжения. Впрочем, из кирхи сыроварню или шоколадную фабрику не сделаешь. Это все-таки объект культурного и исторического наследия, который Калининградская епархия передала Чуеву в долгосрочную аренду. Тогда зачем предпринимателю Святая Барбара? – Я каждый день проезжаю мимо этой уникальной кирхи и вижу, как такое уникальное наследие приходит в упадок, – сказал «НВ» Александр Витальевич. – Также сюда по дороге в Шаакен заглядывают многие туристы из «большой» России. И они, разумеется, должны видеть не заброшенное средневековое здание, а историческую достопримечательность. Я не обещаю, что все планы воплотятся сразу. Но, уверен, постепенно, шаг за шагом, создадим достойный туристический объект, этакую точку притяжения. С чего инвестор собирается начать? В марте вместе в «Хранителями руин» и всеми желающими пройдет грандиозный субботник. В кирху закроют четыре «лишних» входа, а на пятом установят ворота, чтобы вандалы по ночам не лазили. До мая обустроят стоянку, подлатают дорогу, подготовят экскурсоводов. Затем займутся прокладкой коммуникаций – ведь там пока ни воды, ни света. И, разумеется, не забудут о фреске апостола Петра. Александр Чуев хочет пригласить экспертов, которые оценят состояние росписи и выскажут свое авторитетное мнение о том, как ее лучше сохранить. Это заключение и ляжет в основу консервации фрески. НАША СПРАВКА ![]() Кирха Святой Барбары в Повундене (ныне Храброво) была построена рыцарями Тевтонского ордена в 1324 году. Она реставрировалась в 1691 и 1843 годах. В 1862-м была надстроена башня. В 1883 году в здании установили орган. Во время Великой Отечественной войны церковь уцелела. В советские годы использовалась в качестве матросского клуба. После его закрытия горела, затем частично разбиралась на кирпичи.
|