Подписаться на электронную версию газеты (в формате pdf, включая приложение "Официальный вестник") можно, отправив письмо на nvremia@mail.ru или позвонив по тел. 8 (40151) 3-12-82

Не бойся: я с тобой!

30 Июня 2020
Не бойся: я с тобой!
 
РАЗГОВОР С ПСИХОЛОГОМ
В одном из недавних номеров нашей газеты было опубликовано интервью с психологом Анастасией Забродиной. Тема, затрагивающая детские страхи, вызвала читательский отклик. Родители просят развития темы

Сегодня мы беседуем с психологом «Классической школы» Алисой САФРУТИНОЙ. Вашему вниманию предлагается еще ряд последовательных шагов на пути к пониманию самой природы детских страхов.

В наше время в различных источниках, таких как телевидение, социальные сети, специализированные печатные издания можно найти большое количество информации, касающейся детских страхов. Поэтому хотелось бы актуализировать и систематизировать имеющиеся сведения в помощь взрослым. Чтобы лучше разобраться: какие бывают страхи и что делать, если ребенок боится.

Но прежде определимся с самим понятием «страх».


Страх – это некий набор эмоциональных переживаний, доставляющих человеку сильный дискомфорт. Он появляется в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия, он носит чаще инстинктивный, оборонительный характер. В иных случаях страх определяется социумом. Например, страх перед наказанием – как средство саморегуляции и самоконтроля 


Наибольшее количество страхов приходится на детей дошкольного возраста. Это связано с развитием центральной нервной системы и эмоциональной сферы ребенка. В этот период бурно работает его воображение, творческое начало, появляется склонность к фантазированию. Дети начинают «дорисовывать» возникающие в их воображении образы, и их страхи становятся гипертрофированными. Самые распространенные из них, в том числе – страх одиночества и темноты, родительских ссор и сказочных злодеев.


Отдельно хотелось бы сказать о роли родителей в формировании детских страхов. О том, чего родителям надо избегать в воспитании ребенка


Старайтесь не повышать голос на ребенка

Для ребенка взрослый человек – гарант безопасности, его «вселенная». И, представьте, вдруг эта «вселенная» начинает кричать! А если «вселенная» еще и позволяет себе наградить ребенка шлепком, добавляется страх физического наказания. Иными словами, нарушается базовое доверие к миру.

Чрезмерная раздражительность, гнев родителей могут усугубить страхи маленького человека и способствовать появлению у него чувства отверженности и ненужности.

Уберите гиперопеку

«Смотри, упадешь!», «аккуратно, порежешься!» – такими предостережениями мы настраиваем ребенка на то, что «это» произойдет, программируем, вырабатываем страх, дарим маленькому человеку неуверенность в себе. Этих детей сразу видно на прогулке: они боятся заговорить, что-то сделать, очень осторожны в движениях, оглядываются на маму, ожидая от нее одобрения, разрешения на действие. В дальнейшей жизни эти люди стараются не рисковать, трудно принимают решения, перекладывают ответственность за свои действия на других.

Не сравнивайте его ни с кем

Страх не соответствовать ожиданиям, быть плохим, не любимым – залог будущих неудач подрастающего человека. Произнося такие фразы, как: «Вот, Петя лучше тебя ест кашу, быстрее делает уроки, и оценки у него повыше, чем твои», мы не стимулируем, а, напротив, транслируем, что Петя вам нравится больше. Сравнения порождают у ребенка очень глубокий страх, что он не достоин любви и что его не ценят таким, какой он есть. Во взрослой жизни это оборачивается неуверенностью в себе, отсутствием собственного мнения и достоинства и многими другими комплексами.

Забудьте про шантаж

Чтобы добиться от ребенка выполнения тех или иных требований, родители часто ставят ему условия: «… иначе не включим мультфильм, не купим игрушку, не выпустим гулять». Это приведет к тому, что он будет делать как вам нужно, но доверие к вам как к родителям будет подорвано. Нарушатся ваши дальнейшие детскородительские отношения.

Не передавайте детям собственные страхи

Сначала ребенок подражает: я тоже, как мама, боюсь собачек. Позднее это нарастает и может вырасти во что-то огромное, свое. Раз мама боится, я тоже должен бояться. Идет закрепление модели отношения взрослого. Необходимо работать над собой, чтобы не передавать свои страхи детям.

Создайте у ребенка ощущение безопасности

Относитесь с участием ко всем его чувствам, даже если вам не нравится то, что происходит. Не высмеивайте страхи, таким образом пытаясь «воспитать характер». Эффект может быть противоположным. Так можно добавить другие страхи и продлить во времени уже имеющиеся.


Лучше проговаривайте чувства ребенка. Например: «Я вижу: ты боишься того-то и того-то». Но ты же видишь, что я рядом, и всегда приду тебе помочь». И страх постепенно сойдет на нет 


Для позитивного самоощущения ребенка больше совместно мечтайте, стройте планы. А что, опять же, касается страха, визуализируйте его, дайте ему название, придумайте защиту от него. В помощь – волшебные палочки, супергерои… кому что больше нравится. К примеру, можно нарисовать страшную Бабу-ягу и пририсовать ей красивые сережки и яркий бантик, широкую улыбку, проговорив при том: «Она была сердитая потому, что у нее ничего не было, а теперь мы ей подарили украшение, она стала красивая, добрая и веселая…».

Ирина МОРГУЛЕВА
Фото из открытых интернет-источников
 



Последние новости
 
Выходим на прямое общение

Дорогие читатели, редакция «НВ» хочет знать ваше мнение о происходящих в округе событиях и живущих здесь людях. 

Если вам понравилась какая-то статья или вы можете дополнительно рассказать о том, что написано в «НВ», - сообщайте нам об этом. А может быть, вы стали очевидцем какого-то события и хотите поделиться своей новостью? Или знакомы с интересными земляками?

Поделитесь с нами своей информацией, и мы опубликуем ее в газете и в социальных сетях, указав ваше авторство. Присылайте нам свои тексты, фото- и видеоматериалы на editornv@mail.ru. Авторы лучших материалов поощряются!

 





 



Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

       Мы в ВК  Мы в GOOGLE +  Мы в Twitter МЫ в YouTube Мы в FACEBOOK