Подписаться на электронную версию газеты (в формате pdf, включая приложение "Официальный вестник") можно, отправив письмо на nvremia@mail.ru или позвонив по тел. 8 (40151) 3-12-82

Капитан авиации

3 апреля 2020
Капитан авиации
 
НАРОДНАЯ КНИГА ПАМЯТИ
На страницах «НВ» мы продолжаем рассказывать о тех мужественных людях, которые ковали Великую Победу, не жалея себя. В их числе ветеран Великой Отечественной войны Константин Евгеньевич БЛИЗНЕЦОВ

– В августе сорок третьего года добровольцем вступил в Вооруженные силы, – рассказывал в одном из интервью наш герой. – Время было военное, обстановка на фронтах сложная. Мы, молодые парни, хорошо осознавали это. Почему-то были уверены, что только с нашей помощью можно добиться победы.


17-летнего добровольца направили в Уральское авиационное училище. По военному времени программа обучения была сокращена, поэтому уже через полтора года, в декабре сорок четвертого, молодой сержант оказался на фронте. Попал он в качестве стрелка-радиста на двухмоторный скоростной бомбардировщик среднего радиуса действия Ту-2, входивший в состав 454-го бомбардировочного полка 334-й авиационной дивизии 1-го Прибалтийского фронта 


– Никогда не забуду свой первый боевой вылет, – рассказывал ветеран. – Вылетали мы с аэродрома города Шяуляй. Предстояло бомбить военно-морскую базу немцев Либаву. Надо сказать, что мой бомбардировщик Ту-2 представлял собой мощную боевую единицу. Помимо девяти стокилограммовых бомб он нес на подвесках под фюзеляжем по две 250– и 500-килограммовые бомбы. Так что удар, который мы тогда нанесли, был мощным и результативным. Тем более, что пошли мы на Либаву не в одиночку, а в составе авиагруппы.


Подобные налеты на заключительном этапе войны совершали летчики все чаще и чаще. Так что нагрузка на экипажи бомбардировщиков была запредельная. А наносили свои удары они не только по кораблям и базам, но и по сухопутным объектам фашистов. Именно такая «работа» выпала на долю авиаторов 454-го авиаполка в первые числа апреля сорок пятого года, когда наши войска готовились к штурму крепости Кенигсберг 


В первый день штурма города самолеты не могли взлететь с аэродромов. И первый бомбовый удар нанесли только на следующий день – по железнодорожному узлу. После того как все Ту-2 возвратились на дозаправку, на железнодорожных путях возле Южного вокзала Кенигсберга остались бесчисленные остовы исковерканных и сгоревших вагонов и паровозов, множество изуродованной техники.

Всего же пилоты 454-го авиационного полка в те дни нанесли восемь бомбовых ударов. Как говорили летчики, они «пропахали весь город», и поэтому над ним стояла сплошная стена дыма и каменной пыли. Немало досталось и краснокирпичным громадам фортов по окраинам Кенигсберга. Каждый пилот знал, какой разрушительной силой обладают бомбы. И эта работа, несущая смерть во имя жизни, продолжалась. Ведь после взятия Кенигсберга война еще не закончилась.

– Самыми сложными были штурмовки крепости Пиллау (ныне Балтийск), – говорил ветеран. – Это туда бежали немцы из Кенигсберга. Все дороги, все леса были забиты живой силой и техникой. Правда, у фашистов была очень мощная воздушная оборона – авиация и сотни стволов зенитных батарей, создававших буквально море огня. Вот когда нам очень помогли сопровождавшие нас истребители, в том числе и из французского полка «Нормандия – Неман». Они отсекали от нас фашистские самолеты, а мы, бомбардировщики, тем временем заходили на бомбежку со стороны моря, прорываясь через заградительный орудийный огонь.


12 апреля во время очередного налета на Пиллау, едва наши «ястребки» довели бомбардировщиков до цели, в левую плоскость самолета старшего лейтенанта Михаила Назарова, в экипаже которого был Константин Близнецов, попал немецкий снаряд. Был перебит бензопровод, огненная струя хлестнула по мотору. Командир скомандовал: «Прыгать!» 


Случилось это в районе нынешнего поселка Космодемьянский. Члены экипажа – штурман Жора Мантуров, командир и Константин Близнецов – выпрыгнули с парашютами, а вот стрелок-радист Иван Габрук погиб.


За выдержку и самообладание в том боевом эпизоде Константину Евгеньевичу вручили первую боевую награду – медаль «За отвагу» 


А потом фронтовые дороги привели уже старшего сержанта Близнецова на 2-й Украинский фронт. Авиаполк перебросили в польский Высоко-Мазовец. Отсюда предстояло совершать налеты на Берлин… На груди у Константина Евгеньевича появились ордена Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медали «За взятие Берлина» и «За победу над Германией».

Потом была новая война – против Японии, которая быстро закончилась. Полк возвратился на родную землю. Из Харбина перелетели в Сысоевку на Дальний Восток, потом в Раменское, что на Сахалине. После Константин Близнецов десять лет служил в Тарту (Эстония) в качестве начальника связи эскадрильи на Ту-4.


В 1953 году ушел в запас. Много лет работал на предприятиях нефтеразведки в Башкирии и Ярославле. В 1975 год вернулся в янтарный край, где пять лет трудился в «Калининграднефтегазпромразведке». А потом шесть лет отдал «Арктикморнефтегазразведке» на островах Земли Франца-Иосифа. В 1986 году ветеран ушел на пенсию и занялся воспитанием подрастающего поколения.


Подготовила Татьяна ДУРНОВА
Фото из архива редакции
 



Последние новости
 
Выходим на прямое общение

Дорогие читатели, редакция «НВ» хочет знать ваше мнение о происходящих в округе событиях и живущих здесь людях. 

Если вам понравилась какая-то статья или вы можете дополнительно рассказать о том, что написано в «НВ», - сообщайте нам об этом. А может быть, вы стали очевидцем какого-то события и хотите поделиться своей новостью? Или знакомы с интересными земляками?

Поделитесь с нами своей информацией, и мы опубликуем ее в газете и в социальных сетях, указав ваше авторство. Присылайте нам свои тексты, фото- и видеоматериалы на editornv@mail.ru. Авторы лучших материалов поощряются!

 





 





 
 

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

       Мы в ВК  Мы в GOOGLE +  Мы в Twitter МЫ в YouTube Мы в FACEBOOK