
Учатся не только дети
Совсем недавно в Гурьевской гимназии в рамках федерального проекта по модернизации образования проводился семинар для учителей и директоров школ области. Проект рассчитан на три года. За это время на усовершенствование системы образования из федерального бюджета будет выделено 22 млн рублей - на приобретение современного оборудования, проведение стажировок для учителей, в том числе и на базе гимназии.
На этот раз 50 учителей и руководителей школ со всей области обсуждали актуальные вопросы педагогики, организации и модернизации учебного процесса. Программа базовой площадки гимназии носит название «Использование инновационных подходов к повышению мотивации и качества образования одаренных школьников». А цель семинара - познакомить коллег с двадцатилетним опытом работы гимназии в этом направлении и презентовать программы образовательных модулей базовой площадки. Об одной из новаций, опробованных в гимназии, нам рассказала зам. директора Марину Хуснутдинову. - Уже несколько лет в качестве промежуточной аттестации гимназисты наравне с традиционными сдают и творческие экзамены. Что это такое? - Эта форма итогового контроля была введена в 1998 году и нравится и учителям, и ученикам. Ее автор - Татьяна Разводова, моя предшественница на посту замдиректора по научно-методической работе. - В чем их преимущество? - Во-первых, эта форма экзамена позволяет избежать стресса. В начале учебного года учитель и ученики выбирают себе задание по интересам, составляют план, распределяют обязанности, так, чтобы каждый получил задание по душе и по силам. Во-вторых, при таком творческом подходе дети не наполняются знаниями, как кувшин водой, а стремятся найти ответы самостоятельно. А это, как известно в педагогике, увеличивает ценность знания в глазах ученика. Учитель превращается в соратника. В-третьих, это умение работать в группе. - А отметки ученики получают? - Конечно, - в зависимости от активности участия и сложности выполненной работы - по двубальной системе: «4» или «5». Учитывается и прогресс в знаниях. Здесь применим только индивидуальный подход. Возможно, следует пересмотреть систему оценки, сделать ее более детальной. Есть над чем подумать. - Приведите, пожалуйста, пример творческого экзамена. - «Широкая Масленица», проведенная Любовью Храмцовой и Светланой Арслановой в 8-м классе. В нем объединили тематику двух предметов - физики и регионального курса «Истоки». Например, какому закону физики нужно следовать, чтобы победить в конкурсе перетягивания каната? - Как воспринимается эта форма контроля? Все ли к ней готовы? - Бывает, конечно, что, сдав творческий экзамен на «высокой ноте» в этом учебном году, в следующем захочется отдохнуть. Хотя творческая работа захватывает! - Где проводятся такие экзамены? - Да где угодно: в актовом зале, парке ... Всегда мы приглашаем зрителей. - Есть ли аналоги такой методике в отечественной или зарубежной педагогике? - Да, в некоторой степени. Например, Лев Толстой в своей яснополянской школе практиковал написание общего классного сочинения. Можно вспомнить и педагогические воззрения Жан-Жака Руссо. Содержание и методика обучения должны способствовать самодеятельности и активности ученика. Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины. - В гимназии открыта школа для учителей - так называемая базовая площадка. Кто будет учиться в этой школе? - Предполагается, что к нам приедут не менее 25 учителей из Калининградской области и 25 - из других регионов России. Для нас это большая ответственность, ведь обучение взрослых - это отдельная наука: андрагогика. Мы организуем для директоров школ и учителей тематические курсы по восьми направлениям. Основной акцент сделаем на следующих моментах: школа дела вместо школы понятий, сочетание индивидуальной и групповой работы учащихся, преодоление инерционности мышления учеников и учителей, развитие творческих способностей. Екатерина ВАГАНОВА
|