Общее не значит ничьё!
С 1 марта 2005 года – времени вступления в силу Жилищного кодекса - из нас растят собственников. Процесс идёт нелегко.
Оказалось, что к приятному бремени владения квартирой прикладывается весьма неприятный «довесок» - содержание собственности, которое делится на две части. Одна касается собственно квартиры – тут всё понятно. Вторая для понимания сложнее: она касается содержания общего имущества дома.
И в редакцию «НВ» часто звонят и пишут недоумевающие читатели: почему я должен платить за ремонт кровли, если надо мной «не капает» (обычная жалоба обитателей нижних этажей). Или: почему с меня требуют деньги на ремонт входной двери, ведь «мне не дует» (это негодуют обитатели «верхов»).
Чтобы люди не делили проблемы, а решали их вместе, общее имущество дома отдано им в совместную собственность.
Имущество для всех
ЖК РФ гласит, что всем собственникам многоквартирного дома на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество дома, за которое они все должны нести ответственность, подразумевающую и расходы на его поддержание в надлежащем состоянии (чтобы «не капало» и «не дуло»). Но с одним ограничением - выделить свою долю общего имущества и продать, не продавая квартиру, невозможно.
Общее имущество - это общие помещения дома (подъезды, холлы, чердаки, подвалы), несущие конструкции (фундамент, несущие стены и т.д.), механическое, электрическое (в том числе лифты), санитарнотехническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры; кровля; земельный участок, на котором расположен дом.
За неприватизированные квартиры отвечает муниципалитет. Владельцы магазинчиков, мастерских, кафе, которые могут располагаться в доме, тоже обязаны участвовать в содержании общего имущества.
Именно за содержание общего имущества мы платим каждый месяц управляющей компании (УК) или ТСЖ - кто что выбрал. Какие услуги мы можем потребовать за эти деньги? К примеру, если у вас в приватизированной квартире потёк кран, за его ремонт вы платите дополнительно. А если проблема со стояком (он обслуживает более одной квартиры), то его отремонтируют за счёт квартплаты. Если у вас обнаружилась небольшая
течь в кровле (до 10 % всей площади крыши), вам обязана её отремонтировать управляющая компания, если в негодность пришла почти вся кровля – собственникам придётся делать ремонт за свой счёт, собирать деньги на капитальный ремонт дополнительно.
Какой вывод из этого можно сделать? Нужно постоянно поддерживать общее имущество за счёт обслуживания и мелкого текущего ремонта в хорошем состоянии, чтобы потом дополнительно не тратиться на ремонт капитальный. Поэтому вопрос содержания общего имущества превращается в архиважный. А чтобы про дом «не забывали», нужно выбрать старшего по дому, представляющего в УК интересы всех жильцов, договаривающегося, когда и какие виды работ будут выполняться.
Недавно Президент России подписал поправки в ЖК РФ. Теперь выбирать Совет дома (и старшего) придётся уже не по желанию, а по закону. Но это, и вправду, очень удобно. Потому что позволяет, не создавая ТСЖ, которое является юрлицом, оперативно решать все вопросы управления домом, сотрудничать «на равных» с городской властью и выставлять определённые условия управляющей компании.
Как содержать?
Можно самим (непосредственное управление), можно создать ТСЖ и (или) нанять управляющую компанию.
Первый способ хорош только для домов на 2-4 квартиры, и то соседи умудряются переругаться насмерть, договариваясь, кому подметать двор и сколько денег нужно потратить на ремонт. К тому же самим придётся решать все вопросы подачи в дом тепла, воды, вывоза мусора.
Создавать ТСЖ дело перспективное, но только в больших домах – от 200 квартир. Если дом меньше, есть вероятность,что все собранные деньги уйдут на зарплату председателю и бухгалтеру, а на содержание самого жилья ничего не останется.
Самый простой и привычный способ – нанять управляющую компанию. У нас в городе хорошо зарекомендовала себя МУП ЖКХ «Управляющая компания ГГО». Договор с ней позволяет освободить себя от мыслей о подготовке к зиме и обеспечению водой, подаче тепла и уборке двора.
- Мы организовали свою работу так, чтобы решать все вопросы жителей самостоятельно, в режиме «одного окна», - рассказывает директор УК Александр Трапезников. – Это, конечно, потребовало определённых усилий: мы создали свою круглосуточную аварийно-диспетчерскую службу, открыли отделения в Васильково, Храброво, Низовье, Шоссейном. Укомплектовали штат специалистами – электриками, сантехниками, кровельщиками. Но и это бы не сработало, если бы мы не сделали главного: каждый житель дома, который мы обслуживаем, знает, какие работы мы выполняем и какую ответственность перед ним, собственником или нанимателем, несём.
Какие работы выполняет компания
- В каждом договоре, который подписывают жильцы с управляющей компанией, содержится полный перечень услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома, - продолжает Александр Александрович. - Люди знают, сколько раз мы обязаны подметать двор и как часто убирать мусор, полностью оговорены работы, которые мы обязаны выполнить в течение года при подготовке дома к сезонной эксплуатации. Например, обязательно четыре раза в год проверяем водосточные трубы (если необходимо, укрепляем), ремонтируем по результатам осмотров входные двери, вставляем стёкла в подъездах, чистим дымоходы. Для этого нам не нужны заявки – мы сами знаем, какие регламентные работы выполнить, чтобы в доме было тепло, сухо и уютно. Ну а если в доме авария, наша задача её ликвидировать в кратчайшие сроки после получения заявки. К примеру, на устранение аварий на системах водоснабжения, канализации, энергоснабжения мы определили себе норматив - 120 минут.
Но управление домом не сводится лишь к ремонтным работам, ведь аварии, к счастью, случаются нечасто. Основная задача, по словам Трапезникова, - «сделать так, чтобы люди о нас вообще не вспоминали, создать им комфорт, для чего мы постоянно работаем с ресурсоснабжающими организациями – поставщиками воды, тепла, электричества, контролируем вывоз мусора».
- Ну а когда нашим жителям требуется помощь, консультация или справка (выписка из домовой книги, финансового лицевого счета и иных документов) – добро пожаловать, - приглашает директор УК. - Мы на себя взяли ещё одну «неприятную» обязанность – добиваемся у ресурсоснабжающих организаций перерасчета платы за коммунальные услуги в случае их ненадлежащего качества или подачи с перерывами.
Заявки и жалобы жильцов, а также обращения по вопросам, связанным с проблемами ЖКХ, принимаются диспетчером как на участках (в посёлках Васильково, Храброво, Низовье, Шоссейном), так и непосредственно в центральном офисе УК по адресу: г. Гурьевск, ул. Фабричная, 1. Телефон: 8 (4012) 74-12-40.
Людмила СТЕПАНОВА