Подписаться на электронную версию газеты (в формате pdf, включая приложение "Официальный вестник") можно, отправив письмо на nvremia@mail.ru или позвонив по тел. 8 (40151) 3-12-82

Глава Низовского сельского поселения Павел БАРАНОВ о прутиках муниципального веника

27 Января 2011
 

Два года как мы живем по закону «Об общих принципах организации местного самоуправления…»

О некоторых результатах действия закона мы попросили рассказать главу Низовского сельского поселения Павла Евгеньевича БАРАНОВА.

Самоуправление как оно есть

- Павел Евгеньевич, пошел уже пятый год, как начал действовать 131-й федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На территории Гурьевского района закон вступил в полную силу с 1 января 2009 года. Расскажите, пожалуйста, для чего нужен этот закон и как он работает у нас в районе?

- ФЗ-131 прописывает основы реформы местного самоуправления, которая началась в нашей стране в 2005 году. Ее задачей было приблизить местную власть к народу, сделать ее более доступной. Для этого была создана двухуровневая система муниципалитетов. Первый – поселенческий и второй – районный. В соответствии с 131-м законом распределены полномочия по обеспечению жизни населения между районом и поселениями, которые, соответственно, делятся на городские и сельские. Например, в Гурьевском районе при населении более 55 тысяч человек в 2008 году создано одно городское и 7 сельских поселений.

Кстати, сельские поселения составляют 82 % от общего количества муниципальных образований в РФ. При этом проживает в сельских поселениях только 35 % населения России.

Что же касается Гурьевского района, то за два прошедших года реализации реформы местного самоуправления нам удалось организовать работу муниципалитетов в соответствии с 131-ФЗ, вывести исполнение всех полномочий на соответствующий уровень. Но отмечу, что во многом это произошло благодаря созданной в районе сплоченной, профессиональной команде руководителей, скоординированным действиям и взаимопомощи, хотя многие положения 131-го закона, скажем так, требовали и требуют доработки.

- Но, как известно, работающий закон, особенно такой важный для государства, должен постоянно совершенствоваться…

- Да, и этот закон не исключение. Со времени принятия закона № 131 в него было внесено более 200 изменений, и в тоже время многие проблемы пока до конца не урегулированы. Чтобы понять, в чем суть этих проблем, надо четко представлять себе, что такое местное самоуправление.

Оно, согласно действующему законодательству, цитирую - «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

То есть закон прямо говорит, что применение прописанной в нем реформы местной власти для разных регионов России должно быть дифференцированным. Ведь где-то на Севере, например, до администрации поселения 300 км, а у нас в области – час пешком. Но при этом изначальный вариант 131-го федерального закона тяготел к максимальной унификации правового регулирования муниципальных образований в масштабах страны, фактически оставляя весьма мало места для учета местных особенностей. Это с одной стороны.

С другой стороны, многие граждане продолжают относиться к нынешней местной власти, как к старому советскому «исполкому». По мнению людей, муниципалитет – это место, где, должны решаться все их основные вопросы: выдача справок, рассмотрение жалоб по любой проблеме, регистрация документов и прав и т.д. Наши жители до сих пор далеко не всегда понимают разграничение полномочий между государственной властью (федеральной и областной) и местным самоуправлением. И уж тем более многим тяжело понять разделение местной власти на районную и поселенческую.

Люди полагают, что каждый уровень власти должен заниматься всем и решать все под контролем вышестоящего, только применительно к разному
масштабу территории и населения. Кстати, существующие у местной власти полномочия дают некоторые основания к такому отношению со стороны населения.

Здесь основная проблема в том, что полномочия местного самоуправления сейчас обширны, а вот их финансовое обеспечение незначительно.

Движение денег в местном кармане

- Отсюда наш следующий вопрос: на какие средства сегодня живет, например, поселение?

- 30-40 % собственных доходов поселений района составляют 10 % от той суммы налога на доходы физических лиц, которая, собирается на территории поселения. При этом НДФЛ начисляется по месту работы, а не проживания, в то время как значительная часть населения трудится в Калининграде.

Кроме того, в бюджет поселения идет 30 % сельхозналога - это около 1 % наших доходов, 100 % налога на землю (это около 30 % дохода поселений) и, наконец, 100 % налога на имущество физических лиц, что составляет около 5 % дохода поселений. Оставшиеся примерно 30% доходов поселения – это аренда и продажа земли (доля поселений - 50 % от поступлений). Этих сумм явно недостаточно.

- Чем грозит недостаток средств в бюджетах поселений?

- Неэффективным выполнением наших полномочий. Подчеркну, во всех поселениях остро стоит вопрос несоответствия уровня доходов объему возложенных полномочий. Средний уровень бюджетной обеспеченности в поселениях на душу населения – от полутора до трех тысяч рублей в год!!! Во многих поселениях России и области на содержание аппарата тратится до 90 % бюджета. Большинство органов местного самоуправления вынуждены финансировать многие расходные обязательства по остаточному принципу.

Например, в ходе реформы муниципалитеты получили достаточно большой массив имущества. Вместе с тем, огромных материальных и организационных затрат требуют работы по технической инвентаризации этого имущества, регистрации права муниципальной собственности. Многие объекты зачастую не имеют даже первичной документации (в том числе водопроводы, жилищный фонд и др).

Но из-за недостатка средств местные администрации работают только на поддержание имеющегося имущества в том состоянии, в котором оно было передано, и не имеют возможность привести его в порядок, чтобы оно зарабатывало дополнительные деньги для бюджета поселений. Результат – обострение проблем жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, содержания дорог, территорий и т.д.

Хотя нам в поселениях района удалось добиться снижения доли расходов бюджета на функционирование органов власти до 20-30 % от всех расходов, для примера: доля расходов на культуру и спорт – 20-40 %, на ЖКХ и благоустройство – 30-40 %, но эти проблемы актуальны и для нас.

- Но ведь у поселений есть возможность передать полномочия, с которыми они не справляются, другим уровням власти?

- Да, 131-й закон предусматривает возможность передачи полномочий между уровнями власти, например, от поселения в район или обратно. Естественно, передача происходит вместе с финансами на осуществление данного полномочия.

Но как при сегодняшнем уровне бюджетной обеспеченности исполнять полномочия или оплачивать их передачу по строительству и приобретению муниципального жилищного фонда социального использования, содержать дорожную сеть, не говоря уже о новом строительстве, развивать всю инженерную инфраструктуру, поддерживать и увеличивать мощности тепло-, водо- и газоснабжения?

«Что делать, Зин?»

- В связи с этим что необходимо предпринять государству для совершенствования финансирования местного самоуправления?

- Я считаю, что ключевым направлением муниципальной политики государства должно стать движение к финансовой самодостаточности местного самоуправления.

Стратегическим ориентиром здесь должны стать замещение в бюджетах муниципальных образований с относительно высоким уровнем социально-экономического развития финансовой помощи от вышестоящих бюджетов поступлениями от собственных доходных источников.

Необходимо исключить бессмысленное циркулирование средств от муниципального образования в виде налогов в федеральный и областной бюджеты, а затем - возвращение их в тот же муниципалитет в качестве дотаций, субсидий или софинансирования проектов.

Кроме того, следует рассмотреть вопрос о закреплении за местными бюджетами на долгосрочной основе дополнительных налоговых источников, стимулирующих муниципалитеты к работе над собственной доходной базой. Например, рассмотреть возможность передачи на муниципальный уровень хотя бы части транспортного налога, ведь содержание дорог внутри поселков - это полномочие поселений, налога на имущество юридических лиц, единого налога по упрощенной системе налогообложения, увеличение доли НДФЛ в бюджет поселений. Это позволит в перспективе расширить налогооблагаемую базу не только для местных, но также для федерального и региональных бюджетов.

И, наконец, можно предусмотреть гранты для поощрения муниципальных образований, которые постоянно увеличивают доходы своих бюджетов за счет снижения недоимки по налогам и роста инвестиций.

- Какие проблемы еще стоят перед местным самоуправлением области?

- Одной из основных проблем Калининградской области является кадровый голод, не исключение и местное самоуправление. Остро стоит задача подготовки квалифицированных специалистов финансово-экономического и юридического профиля, обладающих знаниями вопросов жилищно-коммунального хозяйства, градостроительства, муниципального имущества, обеспечения территориальной безопасности, оказания социальных услуг, кадровой работы, то есть специалистов муниципального профиля. Необходима непрерывная профессиональная переподготовка, непрерывное повышение квалификации муниципальных служащих. Участие в подготовке кадров для объектов местного самоуправления – одна из основных задач государства.

И, наконец, необходимо создать максимально благоприятные условия для работы муниципальных органов, в том числе за счет ограничения избыточного государственного контроля их деятельности.

- Павел Евгеньевич, чтобы вы еще хотели добавить в завершение нашей беседы?

- Понимаете, изданный семь лет назад закон принят как бы в расчете на то, что исполнять его, внедрять в жизнь будут исключительно самоотверженные, принципиальные, убежденные да еще и одинаково мыслящие сторонники местного самоуправления. Но, к сожалению, так не бывает. Если бы это было возможно, законы были бы не нужны вовсе.

При сегодняшнем уровне законодательства возможно жить и развиваться только при таких условиях, иначе придется вспоминать притчу про отца, сыновей и веник, разобранный на прутики!

В этой связи необходима дальнейшая – постепенная, последовательная и продуманная - модернизация существующей системы местного самоуправления

- Спасибо.

Беседовал
Иван ПОТАПОВ
 



Последние новости
 
Выходим на прямое общение

Дорогие читатели, редакция «НВ» хочет знать ваше мнение о происходящих в округе событиях и живущих здесь людях. 

Если вам понравилась какая-то статья или вы можете дополнительно рассказать о том, что написано в «НВ», - сообщайте нам об этом. А может быть, вы стали очевидцем какого-то события и хотите поделиться своей новостью? Или знакомы с интересными земляками?

Поделитесь с нами своей информацией, и мы опубликуем ее в газете и в социальных сетях, указав ваше авторство. Присылайте нам свои тексты, фото- и видеоматериалы на editornv@mail.ru. Авторы лучших материалов поощряются!

 





 



Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

       Мы в ВК  Мы в GOOGLE +  Мы в Twitter МЫ в YouTube Мы в FACEBOOK