Глава Низовского сельского поселения Павел БАРАНОВ о прутиках муниципального веника
Два года как мы живем по закону «Об общих принципах организации местного самоуправления…»О некоторых результатах действия закона мы попросили рассказать главу Низовского сельского поселения Павла Евгеньевича БАРАНОВА.Самоуправление как оно есть- Павел Евгеньевич, пошел уже пятый год, как начал действовать 131-й федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На территории Гурьевского района закон вступил в полную силу с 1 января 2009 года. Расскажите, пожалуйста, для чего нужен этот закон и как он работает у нас в районе?- ФЗ-131 прописывает основы реформы местного самоуправления, которая началась в нашей стране в 2005 году. Ее задачей было приблизить местную власть к народу, сделать ее более доступной. Для этого была создана двухуровневая система муниципалитетов. Первый – поселенческий и второй – районный. В соответствии с 131-м законом распределены полномочия по обеспечению жизни населения между районом и поселениями, которые, соответственно, делятся на городские и сельские. Например, в Гурьевском районе при населении более 55 тысяч человек в 2008 году создано одно городское и 7 сельских поселений. Кстати, сельские поселения составляют 82 % от общего количества муниципальных образований в РФ. При этом проживает в сельских поселениях только 35 % населения России. Что же касается Гурьевского района, то за два прошедших года реализации реформы местного самоуправления нам удалось организовать работу муниципалитетов в соответствии с 131-ФЗ, вывести исполнение всех полномочий на соответствующий уровень. Но отмечу, что во многом это произошло благодаря созданной в районе сплоченной, профессиональной команде руководителей, скоординированным действиям и взаимопомощи, хотя многие положения 131-го закона, скажем так, требовали и требуют доработки. - Но, как известно, работающий закон, особенно такой важный для государства, должен постоянно совершенствоваться… - Да, и этот закон не исключение. Со времени принятия закона № 131 в него было внесено более 200 изменений, и в тоже время многие проблемы пока до конца не урегулированы. Чтобы понять, в чем суть этих проблем, надо четко представлять себе, что такое местное самоуправление. Оно, согласно действующему законодательству, цитирую - «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций». То есть закон прямо говорит, что применение прописанной в нем реформы местной власти для разных регионов России должно быть дифференцированным. Ведь где-то на Севере, например, до администрации поселения 300 км, а у нас в области – час пешком. Но при этом изначальный вариант 131-го федерального закона тяготел к максимальной унификации правового регулирования муниципальных образований в масштабах страны, фактически оставляя весьма мало места для учета местных особенностей. Это с одной стороны. С другой стороны, многие граждане продолжают относиться к нынешней местной власти, как к старому советскому «исполкому». По мнению людей, муниципалитет – это место, где, должны решаться все их основные вопросы: выдача справок, рассмотрение жалоб по любой проблеме, регистрация документов и прав и т.д. Наши жители до сих пор далеко не всегда понимают разграничение полномочий между государственной властью (федеральной и областной) и местным самоуправлением. И уж тем более многим тяжело понять разделение местной власти на районную и поселенческую. Люди полагают, что каждый уровень власти должен заниматься всем и решать все под контролем вышестоящего, только применительно к разному масштабу территории и населения. Кстати, существующие у местной власти полномочия дают некоторые основания к такому отношению со стороны населения. Здесь основная проблема в том, что полномочия местного самоуправления сейчас обширны, а вот их финансовое обеспечение незначительно. Движение денег в местном кармане- Отсюда наш следующий вопрос: на какие средства сегодня живет, например, поселение?- 30-40 % собственных доходов поселений района составляют 10 % от той суммы налога на доходы физических лиц, которая, собирается на территории поселения. При этом НДФЛ начисляется по месту работы, а не проживания, в то время как значительная часть населения трудится в Калининграде. Кроме того, в бюджет поселения идет 30 % сельхозналога - это около 1 % наших доходов, 100 % налога на землю (это около 30 % дохода поселений) и, наконец, 100 % налога на имущество физических лиц, что составляет около 5 % дохода поселений. Оставшиеся примерно 30% доходов поселения – это аренда и продажа земли (доля поселений - 50 % от поступлений). Этих сумм явно недостаточно. - Чем грозит недостаток средств в бюджетах поселений? - Неэффективным выполнением наших полномочий. Подчеркну, во всех поселениях остро стоит вопрос несоответствия уровня доходов объему возложенных полномочий. Средний уровень бюджетной обеспеченности в поселениях на душу населения – от полутора до трех тысяч рублей в год!!! Во многих поселениях России и области на содержание аппарата тратится до 90 % бюджета. Большинство органов местного самоуправления вынуждены финансировать многие расходные обязательства по остаточному принципу. Например, в ходе реформы муниципалитеты получили достаточно большой массив имущества. Вместе с тем, огромных материальных и организационных затрат требуют работы по технической инвентаризации этого имущества, регистрации права муниципальной собственности. Многие объекты зачастую не имеют даже первичной документации (в том числе водопроводы, жилищный фонд и др). Но из-за недостатка средств местные администрации работают только на поддержание имеющегося имущества в том состоянии, в котором оно было передано, и не имеют возможность привести его в порядок, чтобы оно зарабатывало дополнительные деньги для бюджета поселений. Результат – обострение проблем жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, содержания дорог, территорий и т.д. Хотя нам в поселениях района удалось добиться снижения доли расходов бюджета на функционирование органов власти до 20-30 % от всех расходов, для примера: доля расходов на культуру и спорт – 20-40 %, на ЖКХ и благоустройство – 30-40 %, но эти проблемы актуальны и для нас. - Но ведь у поселений есть возможность передать полномочия, с которыми они не справляются, другим уровням власти? - Да, 131-й закон предусматривает возможность передачи полномочий между уровнями власти, например, от поселения в район или обратно. Естественно, передача происходит вместе с финансами на осуществление данного полномочия. Но как при сегодняшнем уровне бюджетной обеспеченности исполнять полномочия или оплачивать их передачу по строительству и приобретению муниципального жилищного фонда социального использования, содержать дорожную сеть, не говоря уже о новом строительстве, развивать всю инженерную инфраструктуру, поддерживать и увеличивать мощности тепло-, водо- и газоснабжения? «Что делать, Зин?»- В связи с этим что необходимо предпринять государству для совершенствования финансирования местного самоуправления?- Я считаю, что ключевым направлением муниципальной политики государства должно стать движение к финансовой самодостаточности местного самоуправления. Стратегическим ориентиром здесь должны стать замещение в бюджетах муниципальных образований с относительно высоким уровнем социально-экономического развития финансовой помощи от вышестоящих бюджетов поступлениями от собственных доходных источников. Необходимо исключить бессмысленное циркулирование средств от муниципального образования в виде налогов в федеральный и областной бюджеты, а затем - возвращение их в тот же муниципалитет в качестве дотаций, субсидий или софинансирования проектов. Кроме того, следует рассмотреть вопрос о закреплении за местными бюджетами на долгосрочной основе дополнительных налоговых источников, стимулирующих муниципалитеты к работе над собственной доходной базой. Например, рассмотреть возможность передачи на муниципальный уровень хотя бы части транспортного налога, ведь содержание дорог внутри поселков - это полномочие поселений, налога на имущество юридических лиц, единого налога по упрощенной системе налогообложения, увеличение доли НДФЛ в бюджет поселений. Это позволит в перспективе расширить налогооблагаемую базу не только для местных, но также для федерального и региональных бюджетов. И, наконец, можно предусмотреть гранты для поощрения муниципальных образований, которые постоянно увеличивают доходы своих бюджетов за счет снижения недоимки по налогам и роста инвестиций. - Какие проблемы еще стоят перед местным самоуправлением области? - Одной из основных проблем Калининградской области является кадровый голод, не исключение и местное самоуправление. Остро стоит задача подготовки квалифицированных специалистов финансово-экономического и юридического профиля, обладающих знаниями вопросов жилищно-коммунального хозяйства, градостроительства, муниципального имущества, обеспечения территориальной безопасности, оказания социальных услуг, кадровой работы, то есть специалистов муниципального профиля. Необходима непрерывная профессиональная переподготовка, непрерывное повышение квалификации муниципальных служащих. Участие в подготовке кадров для объектов местного самоуправления – одна из основных задач государства. И, наконец, необходимо создать максимально благоприятные условия для работы муниципальных органов, в том числе за счет ограничения избыточного государственного контроля их деятельности. - Павел Евгеньевич, чтобы вы еще хотели добавить в завершение нашей беседы? - Понимаете, изданный семь лет назад закон принят как бы в расчете на то, что исполнять его, внедрять в жизнь будут исключительно самоотверженные, принципиальные, убежденные да еще и одинаково мыслящие сторонники местного самоуправления. Но, к сожалению, так не бывает. Если бы это было возможно, законы были бы не нужны вовсе. При сегодняшнем уровне законодательства возможно жить и развиваться только при таких условиях, иначе придется вспоминать притчу про отца, сыновей и веник, разобранный на прутики! В этой связи необходима дальнейшая – постепенная, последовательная и продуманная - модернизация существующей системы местного самоуправления - Спасибо.
Беседовал
Иван ПОТАПОВ
Последние новости
|